18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мировой океан стал ближе на выставке в галерее Ruarts

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Своеобразный футуристический прогноз делает на своей выставке скульптур Айдын Зейналов, дважды академик — Российской и Флорентийской академии художеств

Темы сна, стихии воды и наблюдения уже разрабатывались скульптором и графиком Айдыном Зейналовым в двух его предыдущих выставках Swim and Dream и «Наблюдатель» в галерее Ruarts. Новый экспозиционный проект со скульптурными композициями из различных материалов — синтез философских представлений художника-исследователя о жизни в гармонии с природой, хотя на первый взгляд это выглядит мрачным футуристическим прогнозом, осознанием масштабов загрязнения Мирового океана.

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Но разве экологический кризис не является естественной частью нашей реальности, разве в том, что мы сочтем уродливым или странным, даже ужасающим, не содержится утонченная красота? Катарсическая цель «Грез океана», как значится в пресс-релизе выставки, — исследовать эстетику мировой экологической катастрофы без ужаса и чувства вины, глазами беспристрастного наблюдателя. Стоит ли разрушать плавучий остров из азиатского пластика, постепенно собирающийся в середине Тихого океана, или нам пора задуматься о его обустройстве и превращении в новую твердь для, скажем, грядущих климатических беженцев?

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

«С одной стороны, мы должны ответственно относиться к океану, но с другой — он решает, каким быть, определяет границы приемлемого. Мусорные острова, возможно, очень скоро станут нашими территориями для жизни», — рассказывает арт-директор фонда и галереи Ruarts, куратор выставки Катрин Борисов. Мы, люди, словно являемся порождениями сна или кошмара океана, пеной и брызгами его хтонического дыхания, преходящей фазой его существования, и кто знает, что будет с нашим миром, когда древний титан, первенец Геи и Урана, проснется.

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Посмотрите на полиэтиленовый пакет на морском дне, разве он не прекрасен, как абстрактная скульптура? И почему тогда мы радуемся долголетию античной скульптуры и не печалимся из-за того, что жестокая природа и ультрафиолет изничтожат прекрасную рукотворную пластиковую абстракцию всего за пару столетий? Скажете, она причиняет вред обитателям вод? Возможно, а знаете сколько хомяков погибло от вибраций ветряных генераторов, сколько голубей убилось о памятник Пушкину, сколько червей утопило Клязьминское водохранилище?

Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка скульптур Айдына Зейналова «Грезы океана» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Скульптуры Айдына Зейналова иллюстрируют амбивалентность природы, ее способность выворачивать обстоятельства себе на пользу, превращать несовершенство и мусор в нечто превосходное: консервную банку — в обиталище рака-отшельника, защитные маски – в полигон для размножения морских коньков, и так без конца. Жизнедеятельность человека вредит природе, но также заставляет ее приспосабливаться и эволюционировать. Этот процесс направлен обоюдно: когда-нибудь приспособиться к изменившимся условиям придется и нам. Если это еще будем мы. Но даже если в будущем мы изменимся до неузнаваемости и станем похожими на разлагающуюся гигиеническую прокладку или каракатицу в дырявых калошах — обязательно найдется кто-нибудь, кто сочтет нас прекрасными и возвышенными. Может быть, рак-отшельник, живущий в мятой пивной банке?

По материалам пресс-релиза

Галерея Ruarts
«Грезы океана»
До 1 декабря

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+