18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

Следы коррозии до начала реставрации можно было обнаружить на фигурах всех четырех сфинксов у Египетского моста. Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
Следы коррозии до начала реставрации можно было обнаружить на фигурах всех четырех сфинксов у Египетского моста.
Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге завершается растянувшаяся почти на три года реставрация знаменитых сфинксов у Египетского моста через Фонтанку. Второй этап восстановительных работ привел к возвращению исторической окраски скульптур

Комплексная реставрация чугунных фигур началась еще летом 2022-го и фактически завершилась к концу того же года. Но вскоре пришлось вернуть сфинксов в реставрационные мастерские.

«Хотя все работы два года назад были выполнены в срок и с должным качеством, — рассказала Екатерина Шишкина, заведующая отделом памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры, — мы были вынуждены продолжить реставрацию, потому что скульптура не выдержала влияния агрессивной окружающей среды и варварского отношения к ней горожан и туристов». В ходе второго этапа принято решение изменить оттенок цвета, в который традиционно окрашивали эти скульптуры. Так что после возвращения на Египетский мост они будут более светлыми.

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“».
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

А в начале первого этапа реставрации, весной 2022 года, специалисты выявили аварийное состояние всех четырех сфинксов на Египетском мосту: красочный слой был во многом утрачен, позолота ободрана, коррозия разъедала и сами фигуры, и основания-плинты, на которых они держались. Состояние этих оснований вызывало у хранителей Музея городской скульптуры особые опасения: плинты корродировали настолько, что сфинксы могли просто провалиться в них.

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». В течение нескольких месяцев устранялись многочисленные очаги коррозии, расчищались следы разрушения металла. Фигуры и плинты обрабатывались антикоррозийными ингибиторами, заново покрывались краской. Последним элементом реставрации стало восстановление позолоты на платках-немосах, украшающих головы фигур. В декабре 2022 года сфинксы вернулись на место — как оказалось, ненадолго.

Египетский мост, объект культурного наследия федерального значения, один из самых многострадальных в Петербурге. Он был построен в 1825–1826 годах как цепной висячий мост. В 1905 году он обрушился, на его месте возвели временный деревянный пешеходный мостик, непохожий на предшественника. Построить постоянный каменный удалось только спустя полвека, в 1955 году. Тогда же было принято решение вернуть мосту его изначальное обличье — в украшении решеток и четырех декоративных обелисков использованы элементы искусства Древнего Египта. Сфинксы тоже вернулись — но не на мост, а встали рядом с ним, на набережных.

Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия.  Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия.
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Фигуры четырех сфинксов были отлиты из чугуна по проекту Павла Соколова (он же автор фигур львов на Львином и грифонов на Банковском мостах). За образец скульптор взял не традиционный египетский, а древнегреческий вариант — у его сфинксов женские лица и фигуры, напоминающие греческих богинь. Некоторые искусствоведы считали, что скульптор придал лицам сфинксов сходство с Елизаветой Алексеевной, женой императора Александра I.

Фигуры за время их существования приходилось неоднократно реставрировать. «Чугун — пластичный металл, но он корродирует, его обязательно нужно покрывать краской, — говорит Екатерина Шишкина. — Такую скульптуру очень сложно сохранять в условиях современного мегаполиса с его агрессивной окружающей средой, огромной антропогенной нагрузкой».

Летом этого года сфинксы вновь оказались в мастерских ЗАО РПНЦ «Специалист»; все работы выполнялись в рамках гарантийных обязательств (по контракту их срок — пять лет). Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия. А также заново покрыть позолотой украшающие головы сфинксов платки-немосы: за те полгода, что фигуры стояли возле моста, позолоту с них успели варварски соскрести. К тому же специалисты Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) решили изменить окраску скульптур на новую, вернее, с точностью восстановить оригинальную. «С момента, когда в середине прошлого века сфинксы вернулись на историческое место, их окрашивали под оксидную бронзу, — говорит Екатерина Шишкина. — Цвет, указанный в документах XIX века, близок к нему, но не идентичен».

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой.
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Но главное, конечно, не в оттенках колорита, а в том, чтобы максимально надежно предохранить чугун от коррозии. Специалисты надеются, что второй этап реставрации позволит сохранить сфинксов надолго.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+