18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

После черной полосы всегда наступает средняя

Катя Рожкова. «Равнодушная нежность». Фото: МИРА центр
Катя Рожкова. «Равнодушная нежность».
Фото: МИРА центр
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Экспозицию «Равнодушие средней полосы» в МИРА Центре объединяют два основных фактора — монохромность и то настроение, которое одна из участниц, Екатерина Рожкова, очень точно охарактеризовала словами «равнодушная нежность»

«Средняя полоса — это место, где мы живем: привычный климат, привычная природа, привычная жизнь, — так описывает лейтмотив выставки «Равнодушие средней полосы» директор объединения МИРА Евгения Казарновская. — Глаз отдыхает, когда мы наблюдаем за природой средней полосы. Средняя полоса никогда не кончается. Она не удивляет, не расстраивает. Она равна себе, а мы равны перед ней».

МИРА центр.  Фото: МИРА центр
МИРА центр.
Фото: МИРА центр

Четыре художницы создали работы специально для пространства МИРА, каждая в своем особенном стиле с использованием излюбленных материалов. Здесь представлены природные объекты, стекло, карандашная графика и световая инсталляция.

Анна Слобожанина — молодая художница из Санкт-Петербурга, работающая с темами мифологии, пограничных состояний, тактильности и эфемерности. Ее любимые медиа — керамика, фото- и видеоматериалы, найденные природные объекты. В инсталляции «Райский сад» автор размышляет о том, что ждет людей после завершения земного пути. По ее мнению, райский сад — это не пестрое изобилие цветов, деревьев и диковинных животных, а заросли высокой обжигающей крапивы. «Вот бы пройти сквозь нее, заглянуть хоть одним глазком — что там. Что-то там есть? Что будет, когда человека не станет?» — задается вопросами Анна Слобожанина.

Анна Слобожанина. «Райский сад». Фото: МИРА центр
Анна Слобожанина. «Райский сад».
Фото: МИРА центр

Москвичка Екатерина Рожкова часто обращается к образам старых, потрепанных временем бытовых предметов и архитектурных деталей. Ведра, умывальники, винтажная одежда, тарелки, швейные машинки, кривобокие, собранные из подручных материалов голубятни — герои ее графики. Художница несколько лет провела в Японии, что во многом сформировало ее стиль, сочетающий монохромность и минимализм с проработкой деталей. На выставке представлена карандашная графика «Равнодушная нежность», отображающая виды из окна поезда, бесконечно идущего по неизменным пейзажам средней полосы. Для автора эти горизонтальные ландшафты, где нет ни гор, ни морей, олицетворяют спокойствие и своеобразное укрытие от невзгод приграничного мира.

Маша Пухова. «Эскиз Острова». Фото: МИРА центр
Маша Пухова. «Эскиз Острова».
Фото: МИРА центр

Основная тема творчества Марии Пуховой — связь и преемственность поколений, родовые культурные и духовные ценности. Несмотря на то что она родилась в Москве, для нее чрезвычайно важна история ее семьи, берущей истоки в Архангельской области. Художница называет себя «человеком Севера», ее вдохновляет суровая и лаконичная атмосфера этого края. Основной медиум — стекло, материал хрупкий, но при бережном отношении долговечный. Он символизирует ту самую связь с прошлым. На выставке представлена работа «Остров» — башня из стекла и металла, напоминающая маяк. По словам художницы, это метафора «хрустального замка», чего-то драгоценного и в то же время ломкого.

Оля Сергеева. «Маятники». Фото: МИРА центр
Оля Сергеева. «Маятники».
Фото: МИРА центр

Биография Ольги Сергеевой примечательна: художница окончила шесть учебных заведений, в том числе Институт психотерапии и клинической психологии. Такой бэкграунд помогает ей обращаться к теме форм, преобразующих пространство психики, и созданию терапевтической среды через движение, физический театр, перформанс и арт-терапию. На выставке можно увидеть световую инсталляцию — медитативное пространство с десятью маятниками — сферами, наполненными водой и освещенными направленным светом. Таким образом создаются особые оптические структуры, так называемые каустики — линии или поверхности, вдоль которых концентрируются лучи. Подобное явление можно наблюдать на мелководье в солнечный день. «Заметив каустику однажды, я замечаю их повсюду, радужные, статичные и движущиеся. Это дает возможность вспомнить, что волшебство и красота всегда окружают нас, нужно только иметь привычку это замечать», — комментирует работу Ольга Сергеева.

В целом выставка психотерапевтична. «Раствориться в средней полосе — это как оказаться где-то в центре, в середине, на горизонте, в точке ноль, там, где нет волнений, нет событий, нет суеты мирских дел. Эта выставка — отдых для нас. Отдохните, посидите, помолчите», — призывает зрителей Евгения Казарновская.

МИРА Центр
«Равнодушие средней полосы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+