18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

После черной полосы всегда наступает средняя

Катя Рожкова. «Равнодушная нежность». Фото: МИРА центр
Катя Рожкова. «Равнодушная нежность».
Фото: МИРА центр
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Экспозицию «Равнодушие средней полосы» в МИРА Центре объединяют два основных фактора — монохромность и то настроение, которое одна из участниц, Екатерина Рожкова, очень точно охарактеризовала словами «равнодушная нежность»

«Средняя полоса — это место, где мы живем: привычный климат, привычная природа, привычная жизнь, — так описывает лейтмотив выставки «Равнодушие средней полосы» директор объединения МИРА Евгения Казарновская. — Глаз отдыхает, когда мы наблюдаем за природой средней полосы. Средняя полоса никогда не кончается. Она не удивляет, не расстраивает. Она равна себе, а мы равны перед ней».

МИРА центр.  Фото: МИРА центр
МИРА центр.
Фото: МИРА центр

Четыре художницы создали работы специально для пространства МИРА, каждая в своем особенном стиле с использованием излюбленных материалов. Здесь представлены природные объекты, стекло, карандашная графика и световая инсталляция.

Анна Слобожанина — молодая художница из Санкт-Петербурга, работающая с темами мифологии, пограничных состояний, тактильности и эфемерности. Ее любимые медиа — керамика, фото- и видеоматериалы, найденные природные объекты. В инсталляции «Райский сад» автор размышляет о том, что ждет людей после завершения земного пути. По ее мнению, райский сад — это не пестрое изобилие цветов, деревьев и диковинных животных, а заросли высокой обжигающей крапивы. «Вот бы пройти сквозь нее, заглянуть хоть одним глазком — что там. Что-то там есть? Что будет, когда человека не станет?» — задается вопросами Анна Слобожанина.

Анна Слобожанина. «Райский сад». Фото: МИРА центр
Анна Слобожанина. «Райский сад».
Фото: МИРА центр

Москвичка Екатерина Рожкова часто обращается к образам старых, потрепанных временем бытовых предметов и архитектурных деталей. Ведра, умывальники, винтажная одежда, тарелки, швейные машинки, кривобокие, собранные из подручных материалов голубятни — герои ее графики. Художница несколько лет провела в Японии, что во многом сформировало ее стиль, сочетающий монохромность и минимализм с проработкой деталей. На выставке представлена карандашная графика «Равнодушная нежность», отображающая виды из окна поезда, бесконечно идущего по неизменным пейзажам средней полосы. Для автора эти горизонтальные ландшафты, где нет ни гор, ни морей, олицетворяют спокойствие и своеобразное укрытие от невзгод приграничного мира.

Маша Пухова. «Эскиз Острова». Фото: МИРА центр
Маша Пухова. «Эскиз Острова».
Фото: МИРА центр

Основная тема творчества Марии Пуховой — связь и преемственность поколений, родовые культурные и духовные ценности. Несмотря на то что она родилась в Москве, для нее чрезвычайно важна история ее семьи, берущей истоки в Архангельской области. Художница называет себя «человеком Севера», ее вдохновляет суровая и лаконичная атмосфера этого края. Основной медиум — стекло, материал хрупкий, но при бережном отношении долговечный. Он символизирует ту самую связь с прошлым. На выставке представлена работа «Остров» — башня из стекла и металла, напоминающая маяк. По словам художницы, это метафора «хрустального замка», чего-то драгоценного и в то же время ломкого.

Оля Сергеева. «Маятники». Фото: МИРА центр
Оля Сергеева. «Маятники».
Фото: МИРА центр

Биография Ольги Сергеевой примечательна: художница окончила шесть учебных заведений, в том числе Институт психотерапии и клинической психологии. Такой бэкграунд помогает ей обращаться к теме форм, преобразующих пространство психики, и созданию терапевтической среды через движение, физический театр, перформанс и арт-терапию. На выставке можно увидеть световую инсталляцию — медитативное пространство с десятью маятниками — сферами, наполненными водой и освещенными направленным светом. Таким образом создаются особые оптические структуры, так называемые каустики — линии или поверхности, вдоль которых концентрируются лучи. Подобное явление можно наблюдать на мелководье в солнечный день. «Заметив каустику однажды, я замечаю их повсюду, радужные, статичные и движущиеся. Это дает возможность вспомнить, что волшебство и красота всегда окружают нас, нужно только иметь привычку это замечать», — комментирует работу Ольга Сергеева.

В целом выставка психотерапевтична. «Раствориться в средней полосе — это как оказаться где-то в центре, в середине, на горизонте, в точке ноль, там, где нет волнений, нет событий, нет суеты мирских дел. Эта выставка — отдых для нас. Отдохните, посидите, помолчите», — призывает зрителей Евгения Казарновская.

МИРА Центр
«Равнодушие средней полосы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+