18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

После черной полосы всегда наступает средняя

Катя Рожкова. «Равнодушная нежность». Фото: МИРА центр
Катя Рожкова. «Равнодушная нежность».
Фото: МИРА центр
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Экспозицию «Равнодушие средней полосы» в МИРА Центре объединяют два основных фактора — монохромность и то настроение, которое одна из участниц, Екатерина Рожкова, очень точно охарактеризовала словами «равнодушная нежность»

«Средняя полоса — это место, где мы живем: привычный климат, привычная природа, привычная жизнь, — так описывает лейтмотив выставки «Равнодушие средней полосы» директор объединения МИРА Евгения Казарновская. — Глаз отдыхает, когда мы наблюдаем за природой средней полосы. Средняя полоса никогда не кончается. Она не удивляет, не расстраивает. Она равна себе, а мы равны перед ней».

МИРА центр.  Фото: МИРА центр
МИРА центр.
Фото: МИРА центр

Четыре художницы создали работы специально для пространства МИРА, каждая в своем особенном стиле с использованием излюбленных материалов. Здесь представлены природные объекты, стекло, карандашная графика и световая инсталляция.

Анна Слобожанина — молодая художница из Санкт-Петербурга, работающая с темами мифологии, пограничных состояний, тактильности и эфемерности. Ее любимые медиа — керамика, фото- и видеоматериалы, найденные природные объекты. В инсталляции «Райский сад» автор размышляет о том, что ждет людей после завершения земного пути. По ее мнению, райский сад — это не пестрое изобилие цветов, деревьев и диковинных животных, а заросли высокой обжигающей крапивы. «Вот бы пройти сквозь нее, заглянуть хоть одним глазком — что там. Что-то там есть? Что будет, когда человека не станет?» — задается вопросами Анна Слобожанина.

Анна Слобожанина. «Райский сад». Фото: МИРА центр
Анна Слобожанина. «Райский сад».
Фото: МИРА центр

Москвичка Екатерина Рожкова часто обращается к образам старых, потрепанных временем бытовых предметов и архитектурных деталей. Ведра, умывальники, винтажная одежда, тарелки, швейные машинки, кривобокие, собранные из подручных материалов голубятни — герои ее графики. Художница несколько лет провела в Японии, что во многом сформировало ее стиль, сочетающий монохромность и минимализм с проработкой деталей. На выставке представлена карандашная графика «Равнодушная нежность», отображающая виды из окна поезда, бесконечно идущего по неизменным пейзажам средней полосы. Для автора эти горизонтальные ландшафты, где нет ни гор, ни морей, олицетворяют спокойствие и своеобразное укрытие от невзгод приграничного мира.

Маша Пухова. «Эскиз Острова». Фото: МИРА центр
Маша Пухова. «Эскиз Острова».
Фото: МИРА центр

Основная тема творчества Марии Пуховой — связь и преемственность поколений, родовые культурные и духовные ценности. Несмотря на то что она родилась в Москве, для нее чрезвычайно важна история ее семьи, берущей истоки в Архангельской области. Художница называет себя «человеком Севера», ее вдохновляет суровая и лаконичная атмосфера этого края. Основной медиум — стекло, материал хрупкий, но при бережном отношении долговечный. Он символизирует ту самую связь с прошлым. На выставке представлена работа «Остров» — башня из стекла и металла, напоминающая маяк. По словам художницы, это метафора «хрустального замка», чего-то драгоценного и в то же время ломкого.

Оля Сергеева. «Маятники». Фото: МИРА центр
Оля Сергеева. «Маятники».
Фото: МИРА центр

Биография Ольги Сергеевой примечательна: художница окончила шесть учебных заведений, в том числе Институт психотерапии и клинической психологии. Такой бэкграунд помогает ей обращаться к теме форм, преобразующих пространство психики, и созданию терапевтической среды через движение, физический театр, перформанс и арт-терапию. На выставке можно увидеть световую инсталляцию — медитативное пространство с десятью маятниками — сферами, наполненными водой и освещенными направленным светом. Таким образом создаются особые оптические структуры, так называемые каустики — линии или поверхности, вдоль которых концентрируются лучи. Подобное явление можно наблюдать на мелководье в солнечный день. «Заметив каустику однажды, я замечаю их повсюду, радужные, статичные и движущиеся. Это дает возможность вспомнить, что волшебство и красота всегда окружают нас, нужно только иметь привычку это замечать», — комментирует работу Ольга Сергеева.

В целом выставка психотерапевтична. «Раствориться в средней полосе — это как оказаться где-то в центре, в середине, на горизонте, в точке ноль, там, где нет волнений, нет событий, нет суеты мирских дел. Эта выставка — отдых для нас. Отдохните, посидите, помолчите», — призывает зрителей Евгения Казарновская.

МИРА Центр
«Равнодушие средней полосы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+