18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

С показа в «Художественном» начался The ART Film Festival

Кинотеатр «Художественный» 21.10.2024. Фото:  Анна Темерина/Ирина Полярная
Кинотеатр «Художественный» 21.10.2024.
Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная

В Москве при большом стечении культурной публики состоялось торжественное открытие седьмого кинофестиваля The ART Film Festival, который покажет в семи российских городах главные фильмы 2024 года об искусстве

Выбор старейшего в Москве кинотеатра в качестве главной площадки кинофестиваля символичен. Восстановленное в 2021 году согласно проекту Федора Шехтеля историческое здание «Художественного электротеатра» само по себе культурное наследие и пример градостроительного искусства. Оно как нельзя лучше подходит для кинофестиваля, основной темой которого является осмысление роли искусства в самом широком смысле, тем более два фильма из 14 заявленных в программе прицельно посвящены архитектуре и взаимодействию художника с городской средой.

The ART Film Festival (ранее The Art Newspaper Russia Film Festival) становится культурным мероприятием всероссийского размаха. Седьмой фестиваль кино про искусство проходит с 21 октября по 3 ноября на десяти площадках в семи городах. В Москве, кроме «Художественного», показы состоятся в лектории Музея современного искусства «Гараж», Центре «Зотов» и Еврейском музее и центре толерантности. Северная столица принимает фестиваль в «Кино & Театре» исторического отеля «Англетер». Музейный центр «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника (Владимир), Центр культуры «Рекорд» (Нижний Новгород), филиал Третьяковской галереи в Самаре, Пермская синематека и екатеринбургский Ельцин Центр — среди площадок фестиваля нет случайных мест, искусство в кино естественно тяготеет к культурным центрам и музеям.

Генеральный директор газеты The Art Newspaper Russia Татьяна Сахокия, основатель кинофестиваля, президент The ART Film Festival Инна Баженова, соучредитель кинофестиваля, издатель газеты The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина. Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Cоучредитель кинофестиваля The ART Film Festival, издатель газеты The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина. Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Программный директор The ART Film Festival, кандидат искусствоведения Марина Торопыгина. Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Генеральный директор холдинга «Европейская медиагруппа», продюсер Роман Емельянов. Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Генеральный директор газеты The Art Newspaper Russia Татьяна Сахокия, основатель кинофестиваля, президент The ART Film Festival Инна Баженова, соучредитель кинофестиваля, издатель газеты The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина.
Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Cоучредитель кинофестиваля The ART Film Festival, издатель газеты The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина.
Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Программный директор The ART Film Festival, кандидат искусствоведения Марина Торопыгина.
Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Генеральный директор холдинга «Европейская медиагруппа», продюсер Роман Емельянов.
Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная

Не так давно фестиваль поменял свое название и состав учредителей, теперь у The ART Film Festival их двое: Инна Баженова, основатель кинофестиваля The Art Newspaper Russia Film Festival и фонда In artibus, и Ольга Ярутина, издатель The Art Newspaper Russia.

«Когда семь лет назад я задумывала этот фестиваль, даже не могла представить, как быстро и активно он будет развиваться. С каждым годом он становится все масштабнее, привлекает все больше талантливых кинематографистов и ценителей киноискусства. Хочу выразить особую благодарность издателю The Art Newspaper Russia Ольге Ярутиной. В прошлом году Ольга стала соучредителем кинофестиваля, и вот уже второй год мы вместе делаем это событие возможным. Спасибо тебе, Ольга, за поддержку, энтузиазм и любовь к киноискусству!» — сказала в своем приветственном обращении со сцены «Художественного» Инна Баженова.

В свою очередь, Ольга Ярутина поделилась успехами в расширении The ART Film Festival: фестиваль вышел за пределы двух столиц, в его программе теперь больше фильмов (14 вместо 10), площадок (10 против 6), а паблик-токов состоится 15 — вдвое больше, чем в прошлом году. Издатель The Art Newspaper Russia и соучредитель The ART Film Festival c полным основанием назвала события проекта «увлекательным путешествием для зрителя».

Сразу после приветственного фуршета в фойе отреставрированного электротеатра и официальной части зрителям предоставилась редкая по нынешним временам засилья простодушных блокбастеров возможность увидеть на большом экране в хорошем смысле элитарное, авторское кино — художественную киноленту «Далекие близкие» режиссера Марко Туллио Джордана (2024, Италия). «Мы выбрали этот фильм, потому что он соответствует тематике нашего фестиваля, ведь в центре сюжета — судьба творческой личности. Один из лейтмотивов фильма — отношения человека со своим телом: внешнее уродство героини становится поводом для ее отторжения семьей и окружающими», — рассказывает киновед, программный директор фестиваля Марина Торопыгина.

Кинотеатр «Художественный» во время открытия The ART Film Festival 21.10.2024.  Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная
Кинотеатр «Художественный» во время открытия The ART Film Festival 21.10.2024.
Фото: Анна Темерина/Ирина Полярная

Представленная ранее на 77-м фестивале в Локарно история молодой пианистки, раскрывающей свой талант вопреки семейной трагедии и чуть ли не мистическим обстоятельствам, омрачившим ее детство, напрямую затрагивает и одну из основных тем всего фестиваля — судьбу творца, художника и его отношения с обществом. В главной роли — молодая итальянская пианистка Беатриче Барисон, лауреатка международных конкурсов, это ее дебют в кино. Действие фильма происходит в очаровательном городе Виченца в 1980–1990 годы, которые режиссер считает временем, «полным безрассудного оптимизма». Возможно, поэтому финал фильма выглядит неожиданно столь «утешительным и легковесным», как подытожил после просмотра директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

Продолжает линию итальянских лент полуторачасовой документальный фильм «Арте повера, заметки для истории» (2023). Вместе с режиссером Андреа Беттинетти мы путешествуем по галереям, музеям и мастерским героев одного из самых влиятельных движений в искусстве XX века: Джулио Паолини, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто и другие задаются вопросами о том, как молодежный бунт конца 1960-х стал истеблишментом и классикой современного искусства.

Программа кинофестиваля весьма насыщенна и разнообразна. Объединяет ее тема художника-революционера, бросающего вызов обыденности и предрассудкам. Почти все документальные и мокьюментари-ленты акцентируют наше внимание на творческом диалоге — очном или заочном — между художниками. Александр Сокуров обращается к Рембрандту в фильме Андрея Кречетова «Рембрандт. Посвящение» (2024). Наследник знаменитой художественной династии Джейми Уайет из ленты «Глазами Джейми Уайета» (премьерный показ из программы AMFEST ART & ARTISTS) находится в диалоге с предками и моделями, а среди тех, кто позировал ему, — президент Джон Фицджеральд Кеннеди, Энди Уорхол, Рудольф Нуреев и Арнольд Шварценеггер. Хедлайнеры The ART Film Festival Ила Бека и Луиза Лемуан, представленные в программе тремя документальными фильмами, ведут диалог с Биджоем Джайном из Мумбая и Рюэ Нисидзавой, выстроившим удивительный «Дом господина Мориявы» в центре Токио. Диана Мачулина открывает для нас художников из российской провинции, а режиссер из Якутии Сергей Потапов взывает к духу Шекспира, чтобы поставить «Короля Лира» в доме престарелых.

Уверены, что для каждого интересующегося искусством зрителя в обширной программе кинофестиваля найдется немало интересного.

К размышлениям о визуальном искусстве и его восприятии нашими современниками приглашает снимавшийся на протяжении десяти лет документальный фильм о проблемах современной арт-критики «Критика мертва, да здравствует критика!» (2024) (премьерный показ из программы AMFEST ART & ARTISTS) режиссера Мэри Луиз Шумахер. Фильм вызывает зрителя на диалог о природе искусства, современной арт-сцене, создании смыслов в XXI веке. Он будет особенно интересен студентам факультетов искусств и арт-менеджмента, журналистам и создателям арт-блогов.

Как раз по поводу этого фильма в Центре «Зотов» запланирован любопытный паблик-ток. Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова и искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов Зельфира Трегулова поговорят о том, нужны ли вообще критики и искусствоведы в мире, где профессиональные издания стремительно теряют популярность, уступая блогерам-любителям, а в современном искусстве практически невозможно сказать новое слово. В рамках The ART Film Festival состоится обширная публичная программа дискуссий с критиками, встреч с киноведами и искусствоведами, мастер-классов режиссеров и художников. Искусство не только задает вопросы, но иногда помогает нам найти ответы.

Ознакомиться с расписанием мероприятий и приобрести билеты можно здесь.

Генеральный партнер кинофестиваля — Европейская медиагруппа.
Партнер кинофестиваля — Sber Private Banking.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+