18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Музей Жакмар — Андре вновь открыл для посетителей «лестницу в рай»

Фрески работы Тьеполо были отреставрированы еще в конце 1990-х, а сейчас дело дошло до интерьеров Музея Жакмар — Андре в целом.  Фото: Nicolas Héron/Culturespaces
Фрески работы Тьеполо были отреставрированы еще в конце 1990-х, а сейчас дело дошло до интерьеров Музея Жакмар — Андре в целом.
Фото: Nicolas Héron/Culturespaces
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В роскошном парижском особняке, построенном в стиле Belle Époque для богатого банкира и его жены-художницы, завершена годичная реставрация. Рядом с фресками кисти Тьеполо теперь показывают еще и шедевры из римской Галереи Боргезе

Любой желающий отобедать под изысканным потолочным плафоном кисти венецианского художника Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770) и в окружении бесценных брюссельских гобеленов XVIII века со сценами подвигов Ахилла сейчас вновь обрел такую возможность. С 6 сентября свою работу возобновил Музей Жакмар — Андре.

Расположенный в XVIII округе по адресу: бульвар Османа, 158, особняк закрывался на год для проведения реконструкции и реставрации. «Мы потратили €6,5 млн и выполнили за это время значительный объем работ», — говорит куратор музея Пьер Кюри. «Но будьте уверены, что почти все в музее бережно сохранено. Я, в конце концов, специалист по консервации произведений искусства», — продолжает он, с особым нажимом произнося слово «консервация».

Музей Жакмар — Андре  - один из самых потрясающих частных домов-музеев Парижа расположен в особняке, построенном в 1869–1875 годах для богатого банкира Эдуарда Андре. Фото: Nicolas Héron/Culturespaces
Музей Жакмар — Андре - один из самых потрясающих частных домов-музеев Парижа расположен в особняке, построенном в 1869–1875 годах для богатого банкира Эдуарда Андре.
Фото: Nicolas Héron/Culturespaces

Один из самых потрясающих частных домов-музеев Парижа расположен в особняке, построенном в 1869–1875 годах для богатого банкира Эдуарда Андре (1833–1894). На проект не жалели денег, так что архитектор Анри Паран смог отомстить своему конкуренту Шарлю Гарнье, который обошел его, заполучив заказ на возведение здания для нового оперного театра. Паран поставил себе цель создать ультрасовременный на тот момент дом с пространствами для развлечений. В особняке, например, имеются гидравлические перегородки, которые могли подниматься и опускаться, а также знаменитая лестница в виде двойной спирали. Помимо того, что она и сама по себе стала триумфом инженерной мысли, отделка ее тоже оказалась выдающейся: лестница украшена искусственным мрамором и золотом, а венчает ее установленная в 1893 году серия фресок работы Тьеполо, созданных автором для лестничной площадки и потолка. Когда-то они были выполнены для виллы Контарини в итальянской провинции Венето; Андре перевез их в Париж вместе с потолочным плафоном для столовой. Фрески, на которых изображен Генрих III Валуа, возвращающийся из Польши, чтобы наследовать французский престол, были отреставрированы раньше всего остального, в 1998 году.

Эдуард Андре начал коллекционировать предметы искусства еще в юности. «Ему нравилась французская живопись XVIII века — Фрагонар, Буше, а также декоративное искусство и гобелены, — рассказывает Пьер Кюри. — Но он развил свой вкус, когда в 1872 году женился на художнице».

Нели Жакмар (1841–1912) была успешной портретисткой, с 22 лет регулярно участвовала в парижских Салонах, страстно обожала итальянское Возрождение. Супруги много путешествовали по Италии и приобретали картины и скульптуры в Милане и Риме. В их доме по сей день можно увидеть такие шедевры, как «Святой Георгий, поражающий дракона» (1430–1435) Паоло Уччелло, живописные работы Андреа Мантеньи и Джованни Беллини, а также скульп­туры Донателло.

Круг их интересов оказался, впрочем, заметно шире, чем итальянский Ренессанс. В семейную коллекцию вошли, например, редчайшие произведения Рембрандта: «Ужин в Эммаусе» (около 1629), «Портрет принцессы Амалии ван Сольмс» (1632) и «Портрет доктора Арнольда Толинкса» (1656), а также картины целого ряда фламандских мастеров.

Эдуард Андре впервые встретился с Нели Жакмар в 1862 году, когда она получила заказ написать его портрет. «Она была художником-натуралистом, — поясняет Кюри, — работала по фотографиям и делала много подготовительных рисунков». Они сошлись десять лет спустя, с подачи семьи Андре. Сам он был известным повесой, любил коротать вечера в публичных домах. Родственники решили, что Нели Жакмар сумеет наставить бонвивана на путь истинный, хотя, судя по всему, их брак в итоге так и не был заключен официально.

Фрески, на которых изображен Генрих III Валуа, возвращающийся из Польши, чтобы наследовать французский престол, были отреставрированы раньше всего остального, в 1998 году. Фото: Nicolas Héron/Culturespaces
Фрески, на которых изображен Генрих III Валуа, возвращающийся из Польши, чтобы наследовать французский престол, были отреставрированы раньше всего остального, в 1998 году.
Фото: Nicolas Héron/Culturespaces

Куратор Пьер Кюри пришел работать в музей в 2016 году, привлеченный богатой коллекцией итальянского и французского искусства. «В то время музей открывался всего на несколько недель в году, — вспоминает он, — и уже тогда я понял, что некоторые его помещения требуют серьезной реставрации».

Когда плафон на потолке курительной комнаты стал осыпаться, было принято решение действовать оперативно. «Это уже становилось опасным», — поясняет Кюри. С сентября 2023 года здание начали активно восстанавливать. «Иногда бригада по 20 и более человек в день работала над своими узкоспециализированными задачами», — говорит куратор. Средства на реставрацию предоставил частный владелец музея, а также Институт Франции — через Фонд Жакмар — Андре.

Теперь стены курительной комнаты, когда-то обтянутые зеленым шелком, покрыты синтетической тканью — огнестойкой, имитирующей шелковый атлас. Точный оттенок зеленого был подобран по цветной фотографии 1913 года. «Мы отсканировали ее и смогли воспроизвести цвет», — делится подробностями Кюри. В бывшей столовой стены были восстановлены до первоначального светло-серо-зеленого цвета, который обнаружился под слоем старой краски.

На временных выставках музея прежде неизменно показывали образцы классического итальянского искусства, которым так увлекались хозяева особняка. Вот и на первой после открытия выставке представлены шедевры эпохи Возрождения и барокко из римской Галереи Боргезе (до 5 января). Среди них «Венера, ослепляющая Купидона» (около 1565) кисти Тициана и «Мальчик с корзиной фруктов» (около 1595) Караваджо — живописные произведения, которые крайне редко покидают пределы Италии.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+