18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Старообрядческие манускрипты в личном владении

«Поклонение иконе зверя». Миниатюра городецко-нижегородской редакции лицевого Апокалипсиса. Апокалипсис лицевой трехтолковый с дополнительными статьями. 1874 г. Фрагмент.  Фото: собрание В. В. Смирнова
«Поклонение иконе зверя». Миниатюра городецко-нижегородской редакции лицевого Апокалипсиса. Апокалипсис лицевой трехтолковый с дополнительными статьями. 1874 г. Фрагмент.
Фото: собрание В. В. Смирнова
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Впервые с 1917 года в России опубликован каталог частного собрания церковнославянских рукописей. Помимо научных достоинств, он демонстрирует, что рынок манускриптов в нашей стране вполне существует и находки все еще случаются

Когда в новейшей истории России частные коллекционеры вышли из подполья, оказалось, что собирателей-библиофилов среди них достаточно много. В 2015 году исследователь книжной культуры Михаил Сеславинский оценивал общее число коллекционеров редких книг на территории СНГ и в эмиграции примерно в 500 человек. Но основная сфера их интересов, конечно, печатные издания; рукописные книги остаются темой весьма узкой, а их любители малочисленны. Кажется, что эпоха собирательства русских манускриптов ушла вместе с династией Романовых и все они давно осели в государственных библиотеках. Однако публикация нового каталога показывает, что это не так.

«Рукописная книга XVII–XX веков в собрании В. В. Смирнова». СПб.: НП-Принт, 2024. 268 с.
«Рукописная книга XVII–XX веков в собрании В. В. Смирнова». СПб.: НП-Принт, 2024. 268 с.

В книге представлено собрание петербургского коллекционера Виктора Смирнова, уроженца Новосибирска, всегда питавшего глубокий интерес к православию, религиозным рукописям — в первую очередь старообрядческим, с которыми он соприкоснулся на своей малой родине, а также к послепетровской рукописной книге, изученной гораздо меньше, чем древнерусские манускрипты. В его собрании и ортодоксальные тексты, и старообрядческие (поздние списки редких памятников древнерусской литературы). Каталог включает более 180 единиц, причем их хронологический охват очень любопытен. Есть несколько книг XVII–XVIII веков, основной массив — XIX век, причем из самых разных регионов, от Поморья до Урала. Включены даже манускрипты ХХ века: например, «Книга глаголемая житие християнско» (Устав со святцами) 1977 года. Таким образом в научную сферу вводятся рукописи, подпольно создававшиеся в советскую эпоху тайными христианами; обычно это тексты и иллюстрации, скопированные с более ранних, ныне утраченных или плохо сохранившихся.

«Мытарства Феодоры». Сборник эсхатологического содержания. Писица инокиня Аполлинария. 1907 г. Фото: собрание В. В. Смирнова
«Мытарства Феодоры». Сборник эсхатологического содержания. Писица инокиня Аполлинария. 1907 г.
Фото: собрание В. В. Смирнова

В каталоге воспроизведены уменьшенные репродукции страниц книг из собрания (от одной до пяти иллюстраций к каждой рукописи). Важное достоинство издания состоит в том, что этим оно не ограничивается: в него включено несколько научных статей. Введение к каталогу написала Мария Корогодина, заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН, предисловие — Надежда Морозова, председатель комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов. Обе они чрезвычайно приветствуют тот факт, что частный коллекционер решил раскрыть свое собрание и исследовать его именно научными методами. Другие статьи написали искусствоведы Алексей Гудков, специализирующийся на русской рукописной книге, и Ирина Старикова, занимающаяся певческими рукописями. В приложении впервые опубликовано редкое сочинение «Слово о книжном стяжании» — гимн библиофильству 1740-х годов (перевод Александра Карначева).

Евфросин «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей». Рукопись письма Владимира и Игоря Леоненко. Последняя треть XX в. Фото: собрание В. В. Смирнова
Евфросин «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей». Рукопись письма Владимира и Игоря Леоненко. Последняя треть XX в.
Фото: собрание В. В. Смирнова

Хотя в книге есть научные тексты, написанные самим владельцем коллекции, увы, он не фокусируется на поразительном процессе собирательства манускриптов в условиях России XXI века. Об этом Виктор Смирнов рассказал нашему изданию отдельно: «Лицевой эсхатологический сборник писицы Аполлинарии, единственной женщины в этом ремесле из Нижегородья, датированный 1907 годом, я купил во время антракта оперы „Хованщина“ случайно в интернете. Другой раз я по фотографиям и невнятному описанию купил „что-то про табак“. Когда раскрыл у себя дома, оказалось, что это редчайшая повесть „О бесе и мнихе“, которую только в 2012 году ввели в научный оборот по единственному известному списку. У меня теперь второй. Однажды поехал к продавцу, который клялся, что у него только печатные издания. Но что-то подтолкнуло меня пролистать один томик. В конце издания оказались приплетены листы со сказанием о Царевококшайской иконе с полным перечнем ее чудес и списком грамоты царя Алексея Михайловича, с которой он вернул икону из Москвы на место ее обретения». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+