18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старообрядческие манускрипты в личном владении

«Поклонение иконе зверя». Миниатюра городецко-нижегородской редакции лицевого Апокалипсиса. Апокалипсис лицевой трехтолковый с дополнительными статьями. 1874 г. Фрагмент.  Фото: собрание В. В. Смирнова
«Поклонение иконе зверя». Миниатюра городецко-нижегородской редакции лицевого Апокалипсиса. Апокалипсис лицевой трехтолковый с дополнительными статьями. 1874 г. Фрагмент.
Фото: собрание В. В. Смирнова
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Впервые с 1917 года в России опубликован каталог частного собрания церковнославянских рукописей. Помимо научных достоинств, он демонстрирует, что рынок манускриптов в нашей стране вполне существует и находки все еще случаются

Когда в новейшей истории России частные коллекционеры вышли из подполья, оказалось, что собирателей-библиофилов среди них достаточно много. В 2015 году исследователь книжной культуры Михаил Сеславинский оценивал общее число коллекционеров редких книг на территории СНГ и в эмиграции примерно в 500 человек. Но основная сфера их интересов, конечно, печатные издания; рукописные книги остаются темой весьма узкой, а их любители малочисленны. Кажется, что эпоха собирательства русских манускриптов ушла вместе с династией Романовых и все они давно осели в государственных библиотеках. Однако публикация нового каталога показывает, что это не так.

«Рукописная книга XVII–XX веков в собрании В. В. Смирнова». СПб.: НП-Принт, 2024. 268 с.
«Рукописная книга XVII–XX веков в собрании В. В. Смирнова». СПб.: НП-Принт, 2024. 268 с.

В книге представлено собрание петербургского коллекционера Виктора Смирнова, уроженца Новосибирска, всегда питавшего глубокий интерес к православию, религиозным рукописям — в первую очередь старообрядческим, с которыми он соприкоснулся на своей малой родине, а также к послепетровской рукописной книге, изученной гораздо меньше, чем древнерусские манускрипты. В его собрании и ортодоксальные тексты, и старообрядческие (поздние списки редких памятников древнерусской литературы). Каталог включает более 180 единиц, причем их хронологический охват очень любопытен. Есть несколько книг XVII–XVIII веков, основной массив — XIX век, причем из самых разных регионов, от Поморья до Урала. Включены даже манускрипты ХХ века: например, «Книга глаголемая житие християнско» (Устав со святцами) 1977 года. Таким образом в научную сферу вводятся рукописи, подпольно создававшиеся в советскую эпоху тайными христианами; обычно это тексты и иллюстрации, скопированные с более ранних, ныне утраченных или плохо сохранившихся.

«Мытарства Феодоры». Сборник эсхатологического содержания. Писица инокиня Аполлинария. 1907 г. Фото: собрание В. В. Смирнова
«Мытарства Феодоры». Сборник эсхатологического содержания. Писица инокиня Аполлинария. 1907 г.
Фото: собрание В. В. Смирнова

В каталоге воспроизведены уменьшенные репродукции страниц книг из собрания (от одной до пяти иллюстраций к каждой рукописи). Важное достоинство издания состоит в том, что этим оно не ограничивается: в него включено несколько научных статей. Введение к каталогу написала Мария Корогодина, заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН, предисловие — Надежда Морозова, председатель комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов. Обе они чрезвычайно приветствуют тот факт, что частный коллекционер решил раскрыть свое собрание и исследовать его именно научными методами. Другие статьи написали искусствоведы Алексей Гудков, специализирующийся на русской рукописной книге, и Ирина Старикова, занимающаяся певческими рукописями. В приложении впервые опубликовано редкое сочинение «Слово о книжном стяжании» — гимн библиофильству 1740-х годов (перевод Александра Карначева).

Евфросин «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей». Рукопись письма Владимира и Игоря Леоненко. Последняя треть XX в. Фото: собрание В. В. Смирнова
Евфросин «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей». Рукопись письма Владимира и Игоря Леоненко. Последняя треть XX в.
Фото: собрание В. В. Смирнова

Хотя в книге есть научные тексты, написанные самим владельцем коллекции, увы, он не фокусируется на поразительном процессе собирательства манускриптов в условиях России XXI века. Об этом Виктор Смирнов рассказал нашему изданию отдельно: «Лицевой эсхатологический сборник писицы Аполлинарии, единственной женщины в этом ремесле из Нижегородья, датированный 1907 годом, я купил во время антракта оперы „Хованщина“ случайно в интернете. Другой раз я по фотографиям и невнятному описанию купил „что-то про табак“. Когда раскрыл у себя дома, оказалось, что это редчайшая повесть „О бесе и мнихе“, которую только в 2012 году ввели в научный оборот по единственному известному списку. У меня теперь второй. Однажды поехал к продавцу, который клялся, что у него только печатные издания. Но что-то подтолкнуло меня пролистать один томик. В конце издания оказались приплетены листы со сказанием о Царевококшайской иконе с полным перечнем ее чудес и списком грамоты царя Алексея Михайловича, с которой он вернул икону из Москвы на место ее обретения». 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+