18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина

Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.  Фото: Государственный музей Востока
Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.
Фото: Государственный музей Востока
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров

Выставки на похожие темы идут косяком — это известная особенность ноосферы. За блокбастером доковидной эры «Щукин. Биография коллекции» (Эрмитаж — ГМИИ — Фонд Louis Vuitton), где были собраны произведения, купленные Сергеем Щукиным и его тремя братьями-коллекционерами, последовали проекты с более прицельной фокусировкой на личности отдельных братьев. Две такие выставки откроются в этом году: Пушкинский музей продолжит исследовать фигуру знаменитого Сергея («Неизвестный Щукин», ноябрь 2024), а вот Музей Востока решил подробно рассказать о его старшем брате Петре, любившем, как нетрудно догадаться, восточное искусство.

Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.  Фото: Государственный музей Востока
Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.
Фото: Государственный музей Востока

Собрание Петра Ивановича сегодня рассредоточено между Историческим музеем, Государственной исторической библиотекой и Музеем Востока — именно из этих трех институций кураторы и собрали экспозицию. В первую очередь это текстиль (в династии купцов Щукиных в этом материале разбирались хорошо). Петр приобретал ковры, костюмы, бархаты и шелка. Как рассказывает куратор выставки Софья Чертихина, он любил ткани до такой степени, что сам научился ткать бархат. «В 1910 году в Мюнхене открылась выставка „Шедевры мусульманского искусства“. Это был гигантский проект с монаршим покровительством, который перевернул представления европейцев об исламском искусстве. Были выставлены предметы из государственных и королевских коллекций, а также вещи, предоставленные частными коллекционерами. Из России пригласили всего несколько участников. Одним из них был Петр Щукин, репутация собрания которого уже дошла до Европы. Он привез на выставку именно ткани», — уточняет Чертихина.

На выставку в Музее Востока удалось собрать более 200 предметов. Помимо тканей, это миниатюры — раджпутские и персидские, могольские (из ранней рукописи «Бабур-наме», которую по условиям хранения достают очень редко). Предметы мебели, изделия из металла и камня, которые попали в Россию из Ирана, Османской империи, Индии, Китая и Японии, показывают жадный интерес Петра Щукина к красоте. Отдельно ему было любопытно, как восточное искусство повлияло на русское. Эта тема проиллюстрирована православным церковным облачением, сшитым из восточных тканей. «Я подозреваю, что именно с таких фелоней и началось его увлечение этой темой», — говорит куратор выставки Полина Коротчикова.

Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в. Фото: Государственный музей Востока
Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в.
Фото: Государственный музей Востока

По ее словам, экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, по документам восстанавливавших принадлежность экспонатов к коллекции Щукина. Работая над выставкой, Коротчикова лучше поняла его характер как коллекционера. «Он, очевидно, был абсолютный прикладник, „вещевик“, он шел от технологических характеристик предметов. Например, ткани он явно подбирал по разным типам плетения, очень хорошо видел подобные нюансы. Таким же путем он пришел к собранию эмалей и миниатюр — не по национальным школам, а по технологиям. Очень любопытный подход».

Государственный музей Востока
«Восточный музей Петра Щукина»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+