18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина

Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.  Фото: Государственный музей Востока
Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.
Фото: Государственный музей Востока
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров

Выставки на похожие темы идут косяком — это известная особенность ноосферы. За блокбастером доковидной эры «Щукин. Биография коллекции» (Эрмитаж — ГМИИ — Фонд Louis Vuitton), где были собраны произведения, купленные Сергеем Щукиным и его тремя братьями-коллекционерами, последовали проекты с более прицельной фокусировкой на личности отдельных братьев. Две такие выставки откроются в этом году: Пушкинский музей продолжит исследовать фигуру знаменитого Сергея («Неизвестный Щукин», ноябрь 2024), а вот Музей Востока решил подробно рассказать о его старшем брате Петре, любившем, как нетрудно догадаться, восточное искусство.

Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.  Фото: Государственный музей Востока
Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.
Фото: Государственный музей Востока

Собрание Петра Ивановича сегодня рассредоточено между Историческим музеем, Государственной исторической библиотекой и Музеем Востока — именно из этих трех институций кураторы и собрали экспозицию. В первую очередь это текстиль (в династии купцов Щукиных в этом материале разбирались хорошо). Петр приобретал ковры, костюмы, бархаты и шелка. Как рассказывает куратор выставки Софья Чертихина, он любил ткани до такой степени, что сам научился ткать бархат. «В 1910 году в Мюнхене открылась выставка „Шедевры мусульманского искусства“. Это был гигантский проект с монаршим покровительством, который перевернул представления европейцев об исламском искусстве. Были выставлены предметы из государственных и королевских коллекций, а также вещи, предоставленные частными коллекционерами. Из России пригласили всего несколько участников. Одним из них был Петр Щукин, репутация собрания которого уже дошла до Европы. Он привез на выставку именно ткани», — уточняет Чертихина.

На выставку в Музее Востока удалось собрать более 200 предметов. Помимо тканей, это миниатюры — раджпутские и персидские, могольские (из ранней рукописи «Бабур-наме», которую по условиям хранения достают очень редко). Предметы мебели, изделия из металла и камня, которые попали в Россию из Ирана, Османской империи, Индии, Китая и Японии, показывают жадный интерес Петра Щукина к красоте. Отдельно ему было любопытно, как восточное искусство повлияло на русское. Эта тема проиллюстрирована православным церковным облачением, сшитым из восточных тканей. «Я подозреваю, что именно с таких фелоней и началось его увлечение этой темой», — говорит куратор выставки Полина Коротчикова.

Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в. Фото: Государственный музей Востока
Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в.
Фото: Государственный музей Востока

По ее словам, экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, по документам восстанавливавших принадлежность экспонатов к коллекции Щукина. Работая над выставкой, Коротчикова лучше поняла его характер как коллекционера. «Он, очевидно, был абсолютный прикладник, „вещевик“, он шел от технологических характеристик предметов. Например, ткани он явно подбирал по разным типам плетения, очень хорошо видел подобные нюансы. Таким же путем он пришел к собранию эмалей и миниатюр — не по национальным школам, а по технологиям. Очень любопытный подход».

Государственный музей Востока
«Восточный музей Петра Щукина»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+