18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина

Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.  Фото: Государственный музей Востока
Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.
Фото: Государственный музей Востока
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров

Выставки на похожие темы идут косяком — это известная особенность ноосферы. За блокбастером доковидной эры «Щукин. Биография коллекции» (Эрмитаж — ГМИИ — Фонд Louis Vuitton), где были собраны произведения, купленные Сергеем Щукиным и его тремя братьями-коллекционерами, последовали проекты с более прицельной фокусировкой на личности отдельных братьев. Две такие выставки откроются в этом году: Пушкинский музей продолжит исследовать фигуру знаменитого Сергея («Неизвестный Щукин», ноябрь 2024), а вот Музей Востока решил подробно рассказать о его старшем брате Петре, любившем, как нетрудно догадаться, восточное искусство.

Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.  Фото: Государственный музей Востока
Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.
Фото: Государственный музей Востока

Собрание Петра Ивановича сегодня рассредоточено между Историческим музеем, Государственной исторической библиотекой и Музеем Востока — именно из этих трех институций кураторы и собрали экспозицию. В первую очередь это текстиль (в династии купцов Щукиных в этом материале разбирались хорошо). Петр приобретал ковры, костюмы, бархаты и шелка. Как рассказывает куратор выставки Софья Чертихина, он любил ткани до такой степени, что сам научился ткать бархат. «В 1910 году в Мюнхене открылась выставка „Шедевры мусульманского искусства“. Это был гигантский проект с монаршим покровительством, который перевернул представления европейцев об исламском искусстве. Были выставлены предметы из государственных и королевских коллекций, а также вещи, предоставленные частными коллекционерами. Из России пригласили всего несколько участников. Одним из них был Петр Щукин, репутация собрания которого уже дошла до Европы. Он привез на выставку именно ткани», — уточняет Чертихина.

На выставку в Музее Востока удалось собрать более 200 предметов. Помимо тканей, это миниатюры — раджпутские и персидские, могольские (из ранней рукописи «Бабур-наме», которую по условиям хранения достают очень редко). Предметы мебели, изделия из металла и камня, которые попали в Россию из Ирана, Османской империи, Индии, Китая и Японии, показывают жадный интерес Петра Щукина к красоте. Отдельно ему было любопытно, как восточное искусство повлияло на русское. Эта тема проиллюстрирована православным церковным облачением, сшитым из восточных тканей. «Я подозреваю, что именно с таких фелоней и началось его увлечение этой темой», — говорит куратор выставки Полина Коротчикова.

Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в. Фото: Государственный музей Востока
Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в.
Фото: Государственный музей Востока

По ее словам, экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, по документам восстанавливавших принадлежность экспонатов к коллекции Щукина. Работая над выставкой, Коротчикова лучше поняла его характер как коллекционера. «Он, очевидно, был абсолютный прикладник, „вещевик“, он шел от технологических характеристик предметов. Например, ткани он явно подбирал по разным типам плетения, очень хорошо видел подобные нюансы. Таким же путем он пришел к собранию эмалей и миниатюр — не по национальным школам, а по технологиям. Очень любопытный подход».

Государственный музей Востока
«Восточный музей Петра Щукина»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+