18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Византийские монеты выставили в Музее Международного нумизматического клуба

Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

«Византийская симфония» не о музыке: словом «симфония» обозначают принцип согласия между светской и церковной властью. Как этот принцип воплотился в византийских монетах и почему с их помощью было невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу?

Главной темой выставки в Музее Международного нумизматического клуба (Музей МНК) стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Несколько веков на одной стороне монеты, предмета светского, чеканили изображение императора, а на другой — фигуры и лики Христа, Богоматери и святых. «Монеты стали воплощением византийского принципа власти — симфонии, то есть согласия, земного и небесного, власти императора над миром и Бога над императором, — рассказывает куратор выставки Богдан Берковский. — Такой дуализм кажется теперь удивительным. В этом случае невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу, ведь царь земной и царь небесный отчеканены на одной монете».

В экспозиции более 500 предметов, среди которых не только нумизматические памятники, но и резьба по камню, художественный металл, манускрипты и иконы. И одна из важных задач выставки — показать, что монеты проявляют смыслы, заложенные во всей византийской культуре, что они подчиняются тем же иконографическим и эстетическим законам, которым подчиняется византийское изобразительное искусство в целом.

Солид Юстина II. 565–578. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Юстина II. 565–578.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Как у монеты две стороны, так и выставка делится на две большие части, продолжает Богдан Берковский. Одна — это портретная галерея императоров IV–XVI веков, удивительная своей полнотой. На аверсах можно найти лица Юстиниана I Великого, при котором Византия пережила наивысший расцвет, и Юстиниана II Курносого, известного своей жестокостью. В этом ряду есть и редкие монеты с изображением узурпаторов, едва успевавших за время короткого правления отчеканить золотые солиды с собственным портретом. Есть монеты периода иконоборчества, когда идея божественности императора отвергалась.

Императрица Ирина, восстановившая иконопочитание, первая женщина, правившая Византией самостоятельно, приказала отчеканить свое лицо на обеих сторонах монеты.

Второй раздел выставки посвящен духовной «стороне». Здесь много произведений других видов искусств, что подчеркивает иконографические связи нумизматики с ювелирным искусством, иллюминированными рукописями, а также гео­графические и политические связи Византии с миром. Тут представлены мелкая пластика из металла и древнерусский резной камень, панагии, или резные иконки, с изображением Дмитрия Солунского и сюжета на тему чуда Георгия о змие, лампада XII–XIII века (эти предметы предоставлены Русским и Историческим музеями); икона со сканью и дискос с каменьями XVI века из Новгородского государственного музея-заповедника. Шедевр, который экспонируется едва ли не впервые, — лист из константинопольской псалтири с миниатюрой, изображающей Христа.

Солид Константина IV. 668–685.  Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Константина IV. 668–685.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Еще одна тема выставки — «культурный транзит», копирование и перенос образов. В этом разделе — монеты турок династии Артукидов, правивших в Палестине и Сирии в XII–XV веках; они прямо копировали византийские (и даже античные) монеты. Удивительное соседство представляют «змеевики» — медальоны, на лицевой стороне которых изображены христианские святые, а на обороте — змееголовые или змее­ногие античные божества. Показаны монеты Латинской империи и редчайший златник князя Тмутараканского Олега (в крещении Михаила), активного участника княжеских междоусобиц Средневековой Руси.

«Византийская симфония» — пример мультидисциплинарной экспозиции, в которых Музей МНК не замыкается на своей узкой специализации, нумизматике, а стремится представить широкую картину эпохи, ее истории и культуры. 

Музей Международного нумизматического клуба
«Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
До 30 сентября 2025

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+