18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Византийские монеты выставили в Музее Международного нумизматического клуба

Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

«Византийская симфония» не о музыке: словом «симфония» обозначают принцип согласия между светской и церковной властью. Как этот принцип воплотился в византийских монетах и почему с их помощью было невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу?

Главной темой выставки в Музее Международного нумизматического клуба (Музей МНК) стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Несколько веков на одной стороне монеты, предмета светского, чеканили изображение императора, а на другой — фигуры и лики Христа, Богоматери и святых. «Монеты стали воплощением византийского принципа власти — симфонии, то есть согласия, земного и небесного, власти императора над миром и Бога над императором, — рассказывает куратор выставки Богдан Берковский. — Такой дуализм кажется теперь удивительным. В этом случае невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу, ведь царь земной и царь небесный отчеканены на одной монете».

В экспозиции более 500 предметов, среди которых не только нумизматические памятники, но и резьба по камню, художественный металл, манускрипты и иконы. И одна из важных задач выставки — показать, что монеты проявляют смыслы, заложенные во всей византийской культуре, что они подчиняются тем же иконографическим и эстетическим законам, которым подчиняется византийское изобразительное искусство в целом.

Солид Юстина II. 565–578. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Юстина II. 565–578.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Как у монеты две стороны, так и выставка делится на две большие части, продолжает Богдан Берковский. Одна — это портретная галерея императоров IV–XVI веков, удивительная своей полнотой. На аверсах можно найти лица Юстиниана I Великого, при котором Византия пережила наивысший расцвет, и Юстиниана II Курносого, известного своей жестокостью. В этом ряду есть и редкие монеты с изображением узурпаторов, едва успевавших за время короткого правления отчеканить золотые солиды с собственным портретом. Есть монеты периода иконоборчества, когда идея божественности императора отвергалась.

Императрица Ирина, восстановившая иконопочитание, первая женщина, правившая Византией самостоятельно, приказала отчеканить свое лицо на обеих сторонах монеты.

Второй раздел выставки посвящен духовной «стороне». Здесь много произведений других видов искусств, что подчеркивает иконографические связи нумизматики с ювелирным искусством, иллюминированными рукописями, а также гео­графические и политические связи Византии с миром. Тут представлены мелкая пластика из металла и древнерусский резной камень, панагии, или резные иконки, с изображением Дмитрия Солунского и сюжета на тему чуда Георгия о змие, лампада XII–XIII века (эти предметы предоставлены Русским и Историческим музеями); икона со сканью и дискос с каменьями XVI века из Новгородского государственного музея-заповедника. Шедевр, который экспонируется едва ли не впервые, — лист из константинопольской псалтири с миниатюрой, изображающей Христа.

Солид Константина IV. 668–685.  Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Константина IV. 668–685.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Еще одна тема выставки — «культурный транзит», копирование и перенос образов. В этом разделе — монеты турок династии Артукидов, правивших в Палестине и Сирии в XII–XV веках; они прямо копировали византийские (и даже античные) монеты. Удивительное соседство представляют «змеевики» — медальоны, на лицевой стороне которых изображены христианские святые, а на обороте — змееголовые или змее­ногие античные божества. Показаны монеты Латинской империи и редчайший златник князя Тмутараканского Олега (в крещении Михаила), активного участника княжеских междоусобиц Средневековой Руси.

«Византийская симфония» — пример мультидисциплинарной экспозиции, в которых Музей МНК не замыкается на своей узкой специализации, нумизматике, а стремится представить широкую картину эпохи, ее истории и культуры. 

Музей Международного нумизматического клуба
«Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
До 30 сентября 2025

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+