18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Хрустальная грация

Блюдо для фруктов из коллекции Cavalcade.  Фото: Daum
Блюдо для фруктов из коллекции Cavalcade.
Фото: Daum
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Знаменитая хрустальная мануфактура Daum представила новые изделия, вдохновленные женщинами, культурой Андалусии и лошадьми

Одна из старейших французских мануфактур художественного хрусталя Daum, расположенная в небольшом французском городке Нанси, что в нескольких часах езды от Парижа, была основана юристом Жаном Домом в 1878 году. Небольшую стекольную фабрику он получил в качестве уплаты за долги и смог на ее базе создать семейное предприятие, которое быстро стало одним из главных производителей художественного стекла во Франции.

На волне популярности хрусталя компания отказалась от создания предметов из обычного стекла, возродив технику pâte de verre (фр. «тесто из стекла»), известную со времен Древнего Египта. Процесс сложный и многоступенчатый. Он начинается с карандашного эскиза и глиняного слепка, затем в несколько этапов дорабатывается шаблон будущей хрустальной скульптуры. На основе финального воскового макета создается гипсовая форма. Ее помещают в специальную печь, где воск плавится и вытекает через заранее сделанное отверстие — это уникальная техника утраченного воска, которая используется на мануфактуре по сей день. Наконец, форму заполняют хрустальной крошкой, которая несколько дней плавится при высокой температуре в печи. Эту технологию не применяют больше нигде в мире, и именно она принесла компании небывалую славу.

Скульптура «Андалузская наездница» из коллекции Cavalière.  Фото: Daum
Скульптура «Андалузская наездница» из коллекции Cavalière.
Фото: Daum

Недавно хрустальное царство Daum пополнилось новой коллекцией Cavalière (фр. «всадница»). Первой ее представительницей стала скульптура «Андалузская наездница», воплощающая собой сплетение культурных особенностей Андалусии — южного региона Испании, родины страстного фламенко и опасной корриды. Хрустальная наездница одета в традиционный наряд для конных соревнований traje de Amazona: приталенное платье и шляпу с широкими плоскими полями sombrero cordobés. Невероятную реалистичность скульптуре придают маленькие, четко очерченные детали: тончайшие хрустальные поводья, тонкая линия туго собранной гривы лошади, пушистая кисточка на ее голове, движущиеся складки платья. Такая ювелирная точность возможна как раз благодаря технике утраченного воска, которую используют при создании финального шаблона будущей скульптуры. Тело лошади и полы платья всадницы темно-янтарные с коричневыми вкраплениями, остальные части скульптуры нежно-персиковые, что делает семикилограммовую работу визуально почти невесомой. Хрустальная всадница выпущена ограниченным тиражом в 75 экземпляров.

Ваза из коллекции Cavalcade.  Фото: Daum
Ваза из коллекции Cavalcade.
Фото: Daum

Обновление получила и культовая коллекция Cavalcade, где образ лошади становится центральным мотивом. Мастера Daum создали новые произведения из этой коллекции: две высокие вазы и блюдо для фруктов. Динамичные композиции изображают табун разгоряченных лошадей в движении. Их развевающиеся гривы и грациозные тела сливаются в мощном вихре, превращаясь в необузданную стихию. Для новых работ выбрана янтарно-коричневая цветовая палитра. Все три модели выпущены ограниченной серией; больше всего ваз высотой 38 см — 500 экземпляров, тираж остальных работ примерно в три раза меньше.

Одной из важнейших концептуальных особенностей Daum можно назвать любовь к коллаборациям с деятелями искусства. Многие знаменитые художники, скульпторы и дизайнеры приложили руку к созданию произведений мануфактуры: Эмиль Галле, Луи Мажорель, Виктор Пруве, Сальвадор Дали, Филипп Старк, Ричард Орлински и другие. В этом году мануфактура исследует тему женственности вместе с французским скульптором Натали Сеген.

Скульптура Paloma, созданная в коллаборации с Натали Сеген.  Фото: Daum
Скульптура Paloma, созданная в коллаборации с Натали Сеген.
Фото: Daum

Новое произведение Paloma изображает танцовщицу фламенко, вновь отсылая к культуре Андалусии. Мягкое звучание испанского имени Палома идеально сочетается с его значением — «голубь». Сложенные за спиной руки хрустальной «голубки» напоминают крылья, по ним будто стекает струящийся мантон — специальная шаль для фламенко. Изображение движущейся ткани в скульптурах — изюминка работ Натали Сеген. Произведение воспевает женскую грацию и красоту: волосы танцовщицы по традиции собраны в аккуратный низкий пучок, тело изящно изогнуто, платье подчеркивает утонченную фигуру. Янтарный и грейпфрутовый оттенки скульптуры передают пылкий характер танца. Чувственная Paloma также выпущена ограниченной серией в 75 экземпляров.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+