18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз. Фото: Green Arabia Project
При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз.
Фото: Green Arabia Project
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства

Археологи, работающие в отдаленной части пустыни в Саудовской Аравии, обнаружили наскальное искусство на входе в лавовый туннель — пещеру, сформированную потоком лавы. Эта находка сделана на территории вулканического поля Харрат-Хайбар в 125 км от Медины, неподалеку от Умм-Джирсана — еще одного лавового туннеля, в котором исследователи нашли свидетельства, указывающие на то, что люди снова и снова приходили сюда на протяжении по меньшей мере 7 тыс. лет.

«Это первые задокументированные доказательства того, что люди использовали лавовые туннели, — рассказывает Мэтью Стюарт из австралийского Университета Гриффита, один из авторов посвященной находке статьи, опубликованной в журнале Plos One. — В числе найденного — каменные артефакты из обсидиана, базальта и кремния, а также различные каменные конструкции и наскальные рисунки».

Органические останки редко сохраняются в суровом пустынном климате Аравии, что затрудняет поиск свидетельств деятельности древних людей в этом регионе. Поэтому исследователи решили изучить пещеры и лавовые туннели, чтобы посмотреть, что могло сохраниться в этих подземных пространствах, защищенных от внешнего воздействия.

Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.  Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE
Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.
Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок они обнаружили останки одомашненных овец и коз. «Датировка материала свидетельствует о том, что люди использовали лавовые туннели на протяжении тысячелетий, начиная по меньшей мере с эпохи неолита, — говорит Стюарт. — Эти выводы согласуются с общими результатами работы в регионе, свидетельствующими о наличии здесь богатого и динамичного археологического ландшафта в эпоху голоцена».

Обследуя обрушившийся вход в лавовый туннель, расположенный в 1,3 км к востоку от Умм-Джирсана, археологи обнаружили 16 наскальных рисунков, выбитых на каменной поверхности с помощью некоего инструмента, по всей вероятности, около 5–7 тыс. лет назад. На них изображены овцы и козы — нечастые для наскальных рисунков Северной Аравии образы, а также крупное длиннорогое животное (возможно, горный козел) и схематичные человеческие фигурки с инструментами на поясах. В числе рисунков по меньшей мере шесть сцен выпаса скота (что редкость в этом регионе), на одной из которых фигурируют собаки, пасущие коз и овец. Некоторые фигуры нанесены поверх других, это свидетельствует о том, что они создавались в разные периоды.

«Среди наскальных рисунков в других близлежащих районах Аравийского полуострова изображения овец встречаются редко, — поясняет Стюарт. — Скорее всего, эти животные могли иметь особое значение для людей, населявших территорию Харрат-Хайбар. Наличие сцен с выпасом скота говорит о том, что в этой пещере бывали скотоводы, которые, вероятно, использовали ее как пристанище и источник воды».

Исследователи полагают, что люди не жили в лавовом туннеле постоянно, он предназначался для стоянки на пути между оазисами, который они проделывали со своим скотом. «Находка открывает новое перспективное направление исследований в Аравии, посвященное изучению подземных пространств, где такие органические материалы, как кости, сохраняются гораздо лучше, чем на поверхности», — подытоживает Мэтью Стюарт. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+