18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Великие коллекционеры: две страсти — искусство и бизнес

Барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса в его галерее на вилле Фаворита в Лугано. 1989.  Фото: Nicola Graydon/Thyssen-Bornemisza National Museum Madrid
Барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса в его галерее на вилле Фаворита в Лугано. 1989.
Фото: Nicola Graydon/Thyssen-Bornemisza National Museum Madrid
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Продолжение увлекательных коллекционерских историй, рассказанных Джеймсом Стоуртоном. На сей раз в фокусе внимания оказались знаменитые европейские и азиатские собиратели искусства — не только старого, но и современного

Лет десять тому назад, блуждая в римских сумерках между столетиями, мы оказались в Палаццо Барберини. Там экспонировалась выставка, небольшая — примерно 40 картин, остановившая нашу «машину времени» в Сейченто, итальянском XVII веке. Это была мемориальная выставка — дань памяти недавно ушедшему (на 101-м году жизни) Денису Маону. Сэр Денис был ученым аристократом и характерным образчиком Inglese Italianizzato, итальянизированного англичанина. Он посвятил жизнь изучению живописи Гверчино, Караваджо, Гвидо Рени, Баттистелло, Доменикино, Карраччи, Никола Пуссена. Коллекция его насчитывала всего 79 полотен, но исключительного качества. Собственно, Денис Маон во многом и вернул истории мирового искусства подзабытых мастеров эпохи барокко.

Я нескромно позволил себе начать заметку с мемуара по двум причинам. Во-первых, сэр Денис Маон — один из героев рецензируемой книги. Во-вторых, потому что автор ее не исчезает со страниц, не прячется за описаниями, ссылками на труды и цитатами. Наоборот, он, точно элегантный и безукоризненный проводник, сопровождает читателя по замкам и апартаментам великих собирателей искусства недавнего прошлого и наших дней.

Джеймс Аластер Стоуртон тоже британский аристократ, причем представитель католического меньшинства; он второй сын барона Стоуртона, Сигрева, Моубрея, потомок древнейших родов. Стоуртон окончил Колледж Магдалины в Кембридже и 35 лет работал в аукционном доме Sotheby’s, где последние годы был председателем лондонского отделения. Потом он сосредоточился на преподавательской деятельности в Лондонском университете. Стоуртон написал несколько книг об истории коллекционирования и о коллекционерах, об английском искусстве, о дипломатических представительствах Британии — их архитектурных и иных достопримечательностях; он популярный колумнист и лектор.

Джеймс Стоуртон. «Великие коллекционеры нашего времени. Европа и Азия / Пер. с англ. И. А. Литвиновой. М.: Слово/Slovo, 2023. 368 с., ил.
Джеймс Стоуртон. «Великие коллекционеры нашего времени. Европа и Азия / Пер. с англ. И. А. Литвиновой. М.: Слово/Slovo, 2023. 368 с., ил.

Большой его труд о коллекционерах современности вышел на английском в 2004 году. По техническим причинам московское издательство «Слово» разделило русскоязычный перевод на две части: сначала был выпущен том об американских и французских коллекционерах, а теперь перед читателями — вторая половина оригинала, посвященная собраниям и коллекционерам Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Швейцарии, а также Китая (не-коммунистического) и Японии — всего 65 коллекциям. Герои Стоуртона собирали (а некоторые и собирают!) живопись старых европейских мастеров и уникальные инкунабулы, мейсенский фарфор и кикладскую пластику, викторианских и современных китайских художников, материальную культуру Африки и доколумбовой Америки, символистов и импрессионистов, английское серебро и русский авангард…

Большинство коллекционеров имели по несколько собирательских увлечений, сэр Денис Маон был, скорее, исключением. Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса собрал выдающуюся портретную галерею эпохи Возрождения, но ей не уступают импрессионисты, американские живописцы (лучшая коллекция в Европе), модернисты, русские авангардисты (в Мадриде можно увидеть эпическое полотно Татьяны Глебовой). Экспозиция Музея Тиссен-Борнемиса даже превосходит многие прославленные национальные музеи, превосходит в первую очередь качеством: барон обладал тонким вкусом и покупал не имена, а картины. Семейство Розенгартов собирало одновременно Пабло Пикассо, Пауля Клее, французских импрессионистов и кубистов. Собрание Петера Людвига включает античную скульптуру, живопись Средневековья и Ренессанса, игрушки XVII века, мейсенский фарфор и страсбургский фаянс, работы Пикассо и американский поп-арт.

Петер Людвиг. Фото: Слово/Slovo
Петер Людвиг.
Фото: Слово/Slovo

Не заблудиться среди всего этого изобилия читателю помогает эрудированный автор. Главное достоинство книги — в том, что Стоуртон видел своими глазами все описанные им коллекции (кроме одной), хотя отнюдь не каждая из них доступна для посещения. Кроме того, работая в прославленном аукционном доме, он организовал распродажи еще нескольких известных собраний: Ги де Ротшильда, Адольфа Бентинка и Габриель Бентинк-Тиссен, Авы Гарднер и других. Стоуртон — человек респектабельный и собрал коллекцию респектабельных персонажей. Например, на страницах его книги нет ни слова о самой скандальной коллекции ХХ века — семьи Гурлиттов (Хильдебранд Гурлитт был арт-дилером правителей Третьего рейха и покупал за бесценок или получал конфискованные полотна из собраний коллекционеров-евреев, а сын Корнелиус хранил эту тайную коллекцию в обычной мюнхенской квартире вплоть до 2010-х годов, когда правоохранительные органы раскрыли секрет).

Личное знакомство с героями книги и их собственностью позволяет автору не бояться прямолинейного и несколько простодушного стиля повествования. Стоуртон, как опытный аукционист, уверен, что ни один читатель не сможет оторваться от этого увлекательного материала. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+