18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эйлин Агар в поисках своего «блестящего момента»

Эйлин Агар, стоящая в дверях отеля Vaste Horizon. Мужен, Франция. 1937.  Фото: Tate
Эйлин Агар, стоящая в дверях отеля Vaste Horizon. Мужен, Франция. 1937.
Фото: Tate
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Новое издание автобиографии 1980-х годов возвращает к жизни удивительную художницу, которая не считала себя сюрреалисткой, но запомнилась именно в этом качестве. Развитое воображение помогало ей и при написании мемуаров

Художница Эйлин Агар (1899–1991) не любила общепринятых правил. «Как скучно жить в стандартизированном мире!» — заявляла она во «Взгляде на мою жизнь», автобиографии, которую скучной не назовешь. Написанная в 1980-х годах и теперь перевыпущенная, книга рассказывает о блестящем пути от благополучного эмигрантского детства в Буэнос-Айресе (где у матери Эйлин было «несметное множество шляпок») до признания в качестве ведущей художницы-сюрреалистки в Лондоне.

Eileen Agar. A Look at My Life / Вступительное слово Olivia Fraser, предисловие к новому изданию Andrew Lambirth. Thames & Hudson. 320 с.: 93 ил. (52 цв. ил.). £35, $45. На английском языке
Eileen Agar. A Look at My Life / Вступительное слово Olivia Fraser, предисловие к новому изданию Andrew Lambirth. Thames & Hudson. 320 с.: 93 ил. (52 цв. ил.). £35, $45. На английском языке

Связи Эйлин Агар в обществе производят впечатление: тут и лорды, и светские дамы из круга ее экстравагантной матери и сдержанного отца, а среди ее собственных контактов — Махатма Ганди, журналистка Дороти Томпсон, художники Леон Андервуд и Оскар Кокошка, братья-писатели Ивлин и Алек Во. Художники поколения Агар — Гертруда Гермес, Пол Нэш, Роланд Пенроуз — вместе с ней боролись против социальных условностей. Этот конфликт нередко выражался в контрасте между внешним видом и внутренней креативностью. «Снаружи, — пишет она о своей квартире-студии 1930-х годов в лондонском районе Кенсингтон, — входная дверь выглядела обычной, но изнутри это было лицо, похожее на маску: почтовый ящик, образующий рот, гипсовая рука вместо носа, глаза и волосы из искривленных железяк». В этой коллажной среде Агар собирала «сырье», которое «превращала в картины и предметы».

Хотя в книге достаточно места отведено иллюстрациям, демонстрирующим развитие Агар от реализма Школы искусств Слейда до зрелых работ, представленных на ретроспективе 1971 года в лондонском Институте Содружества (теперь здесь Музей дизайна), ее занимательный рассказ лишь изредка фокусируется на творческом импульсе и процессе. Вместо этого в центре повествования оказываются ее отношения с венгерским писателем Джозефом (Йожефом) Бардом, ради которого она оставила первого мужа и которому сделала предложение спустя десятилетие. Они жили параллельными жизнями, полными взаимного вдохновения в искусстве и писательстве; его философствование дополняло ее творческий драйв. «Он заполнял мою голову, а я занимала его сердце», — пишет Агар.

Эйлин Агар, танцующая на крыше. Мужен, Франция. 1937.  Фото: Estate of Eileen Agar
Эйлин Агар, танцующая на крыше. Мужен, Франция. 1937.
Фото: Estate of Eileen Agar

Показательно ссылаясь на любимый отрывок сюрреалистов из «Песен Мальдорора» графа де Лотреамона, художница уподобляет их с Бардом сближение «случайной встрече швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». Хотя оба проживали в Лондоне, они установили новые контакты за границей: в Портофино (подружившись с Эзрой Паундом и Уильямом Батлером Йейтсом), в Париже (где Агар училась у Франтишека Фолтина), в Жуан-ле-Пене (с Ли Миллер и Пенроузом, Дорой Маар и Пабло Пикассо) и на Тенерифе (с сюрреалистами Эдуардо и Мод Вестердаль).

Сюрреализм оставался краеугольным камнем репутации Агар с тех пор, как Пенроуз и Герберт Рид пригласили ее участвовать в Международной выставке сюрреалистов в New Burlington Galleries в Лондоне в 1936 году. Сама же она двояко относилась к этому движению, считая многих его участников друзьями, но отрицая, что сюрреализм когда-либо был ее визитной карточкой. Так или иначе, она связана с этим движением хотя бы в силу чуткости к сверхъестественным аспектам мира природы, что отразилось в ее фотографиях причудливых скальных образований в Плуманаке в Бретани, а также творческому исследованию странных сближений и неожиданных сочетаний. Свой подход к жанру коллажа она описала как «замену банального посредством плодотворного вмешательства случая или совпадения».

Эйлин Агар. «Садовник (Голова из листьев)». 1965.  Фото: Сhristie’s
Эйлин Агар. «Садовник (Голова из листьев)». 1965.
Фото: Сhristie’s

Агар пережила Барда и начала мемуары, по ее словам, как «дневник Джозефа» — «книгу, которую должен был написать сам Джозеф». Отрывки из записных книжек Барда сохранились в новом издании, хотя его редактор Эндрю Ламберт стремился, как говорит во введении, обратить внимание на саму Агар. Несмотря на привкус меланхолии, «Взгляд на мою жизнь» все же отражает энтузиазм и энергию долгой и насыщенной жизни художницы. Заявляя, что «фатально было бы сводить вещь только к факту, поскольку воображению нужно пространство для роста», она эффективно устраняет любые провалы в памяти, одновременно достигая высокого темпа повествования, благодаря которому она «ярко возвращается к жизни» — как говорит в предисловии ее внучатая племянница Оливия Фрейзер.

Это красивое новое издание стало частью переоценки творчества Эйлин Агар на фоне недавних исследований Мишеля Реми и Лоры Смит, а также ретроспективы 2021 года, инициированной лондонской галереей Whitechapel. Благодаря неутомимым поискам того, что сама художница называет «блестящим моментом», ее автобиография и сегодня остается увлекательной. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+