18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старинная синагога в итальянской Сиене приходит в себя после землетрясения

Неоклассический интерьер синагоги, построенной по проекту флорентийского архитектора Джузеппе дель Россо в 1786 году, украшен элементами декора в стиле рококо. Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
Неоклассический интерьер синагоги, построенной по проекту флорентийского архитектора Джузеппе дель Россо в 1786 году, украшен элементами декора в стиле рококо.
Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Средства на реставрацию, которая понадобилась из-за дестабилизации старинного здания вследствие подземных толчков, собирались с помощью краудфандинга. Необходимая сумма набралась довольно быстро, и восстановление тоже не должно затянуться

Неоклассический интерьер синагоги, построенной по проекту флорентийского архитектора Джузеппе дель Россо в 1786 году, украшен элементами декора в стиле рококо. В ней находится разнообразная ритуальная утварь, в том числе кресло пророка Элияу и менее крупные объекты, хранящиеся в синагогальном ковчеге с мраморными колоннами. Мемориальные таблички напоминают о столетиях преследований — от погрома 1799 года до депортации в нацистские лагеря смерти в 1943 году.

Здание синагоги в основном работает как музей с платным входом, но периодически здесь проводятся службы.

В результате землетрясения силой 3,5 балла, произошедшего в феврале 2023 года, потолочные балки соседних зданий сдвинулись вбок, дестабилизировав свод и крышу синагоги. Вход пришлось отгородить, так что посетители могли лишь заглянуть в молитвенную комнату, но не войти внутрь. Службы пришлось перенести на женский балкон на верхнем этаже.

Минувшей осенью Еврейская община Флоренции запустила кампанию по сбору средств на реставрацию, которая, как ожидается, обойдется в €368 тыс. К началу мая было собрано около 90% этой суммы. До того, в апреле, по совместной инициативе общеевропейской федерации культурного наследия «Наша Европа» (Europa Nostra) и Института Европейского инвестиционного банка (EIB) сиенскую синагогу включили в список из семи наиболее уязвимых памятников и объектов наследия Европы. Бретт Лалонде, вице-президент Еврейской общины Флоренции, рассказала The Art Newspaper, что это очень помогло привлечь пожертвования.

Специалисты сначала стабилизируют свод, затем отремонтируют крышу здания и вернут неоклассическим украшениям их пер- воначальное великолепие. Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
Специалисты сначала стабилизируют свод, затем отремонтируют крышу здания и вернут неоклассическим украшениям их пер- воначальное великолепие.
Фото: Sinagoga e Museo Ebraico

Реставрационные работы начались в мае и, как ожидается, продлятся три месяца. Специалисты сначала стабилизируют свод, затем отремонтируют крышу здания и вернут неоклассическим украшениям их первоначальное великолепие.

Под угрозой находятся и другие объекты еврейского наследия по всей Италии. Еврейское население страны сократилось до приблизительно 28 тыс. с 47 тыс. в 1938 году, синагоги были снесены, осквернены, переделаны в церкви, превращены в музеи или заброшены. По оценке Анны Ди Кастро, архивариуса Еврейской общины Флоренции, лишь около 20 синагог сегодня продолжают выполнять религиозные функции.

Последние восемь лет Фонд еврейского культурного наследия в Италии (FBCEI) ведет каталогизацию объектов еврейского наследия и фиксирует их состояние. Президент FBCEI Дарио Дизеньи рассказывает, что срочной реставрации требуют многие еврейские кладбища, а также синагоги, в числе которых синагога в Кьери, которая сейчас находится в частной собственности и не используется по религиозному назначению. Муниципалитет пытается выкупить ее, чтобы вернуть еврейской общине. Дизеньи считает, что реставрация здания обойдется приблизительно в €800 тыс. и что его следует превратить в музей.

Сотни тысяч евро, необходимые для реставрации сиенской синагоги, были собраны очень оперативно, и не менее оперативно здесь ведутся восстановительные работы.  Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
Сотни тысяч евро, необходимые для реставрации сиенской синагоги, были собраны очень оперативно, и не менее оперативно здесь ведутся восстановительные работы.
Фото: Sinagoga e Museo Ebraico

По словам президента FBCEI, Министерство культуры Италии рассматривает возможность возобновить практиковавшееся в период с 2005 по 2009 год регулярное выделение бюджетных средств на охрану и восстановление еврейского наследия. Он рассказывает, что недавно ведомство выделило крупную сумму на создание двух новых еврейских музеев — в Риме и Милане — и пообещало €2,5 млн на восстановление некоторых частей венецианского еврейского гетто.

Несмотря на это, бремя сбора средств на восстановление ложится, как правило, на еврейские общины. В марте 2023 года на фасаде здания синагоги во Флоренции выявили конструкционные проблемы, вызванные износом. Еврейская община города собрала €88 тыс. за счет частных пожертвований и краудфандинга и отреставрировала здание, которое вновь открылось в апреле этого года.

Что касается сиенской синагоги, то она, как говорит Ги Клосс, исполнительный вице-президент Europa Nostra и бывший декан Института EIB, «выглядела как объект, за который нужно было браться прямо сейчас: либо действовать быстро, либо придется вести дополнительные восстановительные работы в будущем». 

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+