18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Историческом музее обкатывают будущую экспозицию Новодевичьего

Выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в ГИМ.  Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Строительство большого филиала ГИМа по соседству с самым известным московским монастырем будет продолжаться еще минимум пару лет, но юбилей не ждет. В здании на Красной площади собрали выставку в ознаменование 500-летия Новодевичьего монастыря

Государственный исторический музей покинул помещения Новодевичьего монастыря, которые занимал с 1934 года, десять лет назад, однако их сепарация друг от друга так и не произошла. Да этому и не суждено случиться (при существующем законодательстве РФ): ценнейшие иконостасы обители остаются на балансе ГИМа. Более того, в разгаре строительство филиала музея через дорогу от монастыря, который также станет точкой на маршруте православных паломников. Постоянная экспозиция в нем будет посвящена истории православия вообще и Новодевичьего монастыря в частности; частично она будет состоять из церковных сокровищ, находившихся в нем ранее.

Закончить строительство обещают в 2026 году. В музее же пока собрали большую выставку, которой одновременно отмечают 500-летие Новодевичьего, основанного в 1524 году, и репетируют постоянную экспозицию нового здания. В ней — сокровища монастырской ризницы XVI–XVII веков, произведения художественных мастерских Новодевичьего монастыря XVI–XIX веков и другие памятники русского церковного искусства. В числе старейших экспонатов выставки — вклады Ивана Грозного: икона «Богоматерь Ярославская» 1564 года и серебряная чаша, поминальный вклад по скончавшемуся сыну Ивану.

Ларчик из хором царевен Милославских в Новодевичьем монастыре. Россия. XVII в.  Фото: Государственный исторический музей
Ларчик из хором царевен Милославских в Новодевичьем монастыре. Россия. XVII в.
Фото: Государственный исторический музей

А поскольку монастырь всегда был женским, причем местом жительства представительниц царской семьи, среди экспонатов необычайно много (если сравнивать со стандартной выставкой церковного искусства) предметов, связанных именно с женщинами. Недаром прежде ГИМа советская власть ненадолго поселила в монастыре Музей раскрепощения женщины. Мы увидим предметы, изготовленные руками местных вышивальщиц и других ремесленниц, а также вещи, стоявшие в кельях бывших царевен и цариц из семей Годуновых и Романовых.

Отдельно зрителю рассказывают о роли монастыря в исторических событиях. Ведь это не просто место жительства царственных насельниц, но и одна из самых укрепленных крепостей Москвы, притягивавшая внимание врагов и в Смутное время, и при наполеоновском нашествии. Исторический дискурс усилен демонстрацией портретов персонажей, связанных с Новодевичьим монастырем. Они отдельно ценны тем, что многие из этих парсун, например царевны Софьи, создавались на заре возникновения в России портретного жанра.

Плащаница «Положение в гроб». 1544-1545.  Фото: Государственный исторический музей
Плащаница «Положение в гроб». 1544-1545.
Фото: Государственный исторический музей

Финальный раздел экспозиции посвящен событиям после 1917 года, а также возрождению монашеской активности после возвращения монастыря РПЦ в недавнем прошлом. Интерактивные технологии позволят заглянуть в те уголки истории, которые невозможно показать в здании музея. Например, в цифровом виде обещают воспроизвести фрески Смоленского собора монастыря, показать место обители на карте в системе монастырей-крепостей вокруг Москвы, а также воссоздать облик ее архитектурного ансамбля по состоянию на XVII век.

Государственный исторический музей
«Оплот веры. К 500-летию основания Новодевичьего монастыря»
До 11 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+