18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Шерборн-Хаус, спасенный местным предпринимателем, вновь стал центром искусств

После реставрации особняк Шерборн-хаус вновь готов отвечать культурным запросам местного населения. Фото: Space Design
После реставрации особняк Шерборн-хаус вновь готов отвечать культурным запросам местного населения.
Фото: Space Design
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Возрождение георгианского особняка в английском графстве Дорсет произошло почти чудесным образом, роль волшебника взял на себя меценат Майкл Кэннон. Среди проведенных в доме работ особое значение имела реставрация росписей Джеймса Торнхилла

Одной из главных задач волонтеров в Шерборн-Хаусе — стоящем в самом центре одноименного городка в Дорсете особняке — было расставлять ведра под дырами в крыше. Во время сильных дождей задача становилась непосильной, и вода стекала прямо по самому эффектному произведению искусства в Шерборн-Хаусе — созданной в 1720-х годах Джеймсом Торнхиллом росписи с героями древнегреческих мифов, полностью покрывающей стены и потолок над лестницей.

Дом, стоявший на подпорках из строительных лесов, был внесен в национальный реестр важных объектов архитектуры, находящихся под угрозой, но надежды получить финансирование из Фонда лотереи «Культурное наследие» или победить в шоу «Реставрация» на BBC не оправдались. Местные власти пришли к выводу, что не могут позволить себе его реставрацию. В 2007 году муниципалитет проголосовал за его продажу. Особняк приобрел застройщик, заплативший за него £3 млн. Казалось, что широкая публика больше никогда не получит доступ в Шерборн-Хаус.

Но вышло иначе. Сейчас дом отреставрировали от чердака до подвала, полностью заменили электропроводку и водопровод, внедрили современные технологии и открыли недавно как The Sherborne — центр искусств и туристический объект с бесплатным входом.

Особняк был спроектирован в 1720 году (скорее всего, дорсетским архитектором Бенджамином Бастардом) для политика и землевладельца Генри Сеймура Портмана. Дом на холме выглядел величественно, но его задняя часть оставалась беспорядочной смесью нового, старого тюдоровского и средневекового зданий. Портман умер в 1728 году, скорее всего так и не увидев ни достроенного дома, ни впечатляющей росписи, заказанной Торнхиллу.

Шерборн-хаус до реставрации.  Фото: Space Design
Шерборн-хаус до реставрации.
Фото: Space Design

Позднее дом не раз переходил из рук в руки, что уберегло его от существенных переделок. Среди владельцев был известный актер Уильям Макриди, который в 1854 году пригласил Чарльза Диккенса провести публичные чтения в пользу Шерборнского литературно-научного общества. К ярости Макриди, продажа билетов по пять шиллингов шла очень плохо. «Что такое крона? Столько стоит бутылка плохого вина, которое хлещут на приемах», — возмущался актер. Но все-таки снизил цену, и Диккенс почти три часа читал отрывки из «Рождественской песни» и других своих произведений в «битком набитом и душном зале».

Значительную часть ХХ века в доме располагалась школа лорда Дигби для девочек. Бывшие ученицы вспоминали, как приклеивали жвачку к определенным частям тела обнаженных херувимов Торнхилла, дополняя их анатомию. Затем здесь работал центр искусств, в котором прошло множество популярных выставок, несмотря на неуклонное ухудшение состояния постройки. Учреждение закрылось почти 20 лет назад.

Реставрационные работы в Шерборн-хаусе. Фото: Space Design
Реставрационные работы в Шерборн-хаусе.
Фото: Space Design

Еще в 2006 году Майкл Кэннон, предприниматель и любитель искусств из Западной Англии, разбогатевший на пабах и пивоваренном производстве и живший с женой Салли неподалеку от Шерборна, задумал было приобрести дом. Но все же отказался от этой затеи, решив, что реставрация обойдется слишком дорого. Однако в 2018-м новые собственники захотели избавиться от недвижимости. На сей раз Кэнноны купили ее и основали Фонд Шерборн-Хауса. Кэннон привлек Стефана Питмана из бюро Spase Design в качестве архитектора, а своего друга и соратника по барному делу Джереми Ли — в качестве коммерческого директора. Результаты оказались впечатляющими. «В доме нет ни одного элемента, который мы оставили бы как было: мы работали с каждой комнатой, с каждым этажом, с каждой дверью и каждым окном», — рассказывает Питман.

Значительная часть оригинальных материалов и элементов здания сохранилась. В числе прочего отреставрировали росписи Торнхилла и изысканную лестницу с инкрустацией. Цветовые схемы для помещений были взяты из оригинальных описей. Так, вновь появились фиолетовая комната с набитыми вручную бумажными обоями (Кэннон сам выбрал стиль шинуазри и дополнил пространство георгианским камином из своего собрания) и алая комната с изготовленными на заказ ткаными дамасскими обоями. А яркие ковры (Питман подчеркивает, что они «сотканы в Англии из английской шерсти») созданы на основе георгианских сборников узоров.

Майкл Кэннон не дожил до открытия: он умер в прошлом году в возрасте 84 лет. Ли и Питман говорят, что, хотя его вдова и остается попечительницей проекта, им очень грустно, что инициатор возрождения особняка никогда не увидит результат их работы. «Но Майкл все равно присутствует во всех частях дома», — уверен Питман.

Фонд Шерборн-Хауса обязался поддерживать проект на протяжении ближайших двух лет, после чего ожидается, что The Sherborne перейдет на самофинансирование за счет кафе, бара, ресторана и нового садового павильона из дерева и стекла, достаточно просторного, чтобы проводить в нем свадьбы, корпоративные мероприятия и кинопоказы.

Во сколько обошелся проект, полностью реализованный без каких-либо грантов, Питман и Ли сообщить отказались. «Очень дорого, — задумчиво произнес Ли. — Очень». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+