18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Утвердительница нового искусства Ольга Розанова

Ольга Розанова. «Беспредметная композиция». Около 1916.  Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Беспредметная композиция». Около 1916.
Фото: Государственный Русский музей
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Эстафету, начатую в прошлом году «ГЭС-2», подхватил Русский музей: выставка из 120 картин и печатной графики Ольги Розановой, преимущественно из собственного собрания музея, основана на рифмах и контрастах, изображениях и текстах

Двадцать лет назад в Государственном Русском музее состоялась выставка «„Бубновый валет“ в русском авангарде». Это была попытка воссоздать если не букву, то дух выставок объединения художников, которое начинало с фовизма, а закончило свою деятельность под руководством и полным контролем Казимира Малевича. В 2004 году магниты как музейная сувенирная продукция только входили в моду. Среди немногих произведений, которые были репродуцированы на железной основе, была картина Ольги Розановой «Четыре туза. Одновременное изображение». Так музей подчеркивал значимость художницы, которую современники называли по-разному: кто — «чувствительным ребенком-женщиной», кто — «хозяйственной мышью». Но Александр Родченко возвел Розанову в превосходную степень: «Живописец-Изобретатель… революционер Искусства, первый Мастер супрематической живописи». Надо понимать, что Малевичу на этих скрижалях достался второй номер.

Ольга Розанова. «Натюрморт с зеленым кувшином». Начало 1910-х.  Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Натюрморт с зеленым кувшином». Начало 1910-х.
Фото: Государственный Русский музей

Слова Родченко стали названием нынешнего проекта, который начинается картиной «Зеленая полоса». Она создана позже первого «Черного квадрата», но превосходит его по чистоте супрематичности. Это хорошее начало — но как показать персоналию художницы, биография которой подробно изучена, изданы толстые книги и каталоги сравнительно небольшого наследия Розановой, активно работавшей всего восемь лет? К тому же еще не остыла выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», состоявшаяся в «ГЭС-2», и не все, что было там представлено, оказалось доступно для показа в Петербурге.

Ольга Мусакова, куратор проекта, ведущий научный сотрудник Русского музея, построила выставку из 120 картин и печатной графики Розановой, в основном из собрания ГРМ, на рифмах и контрастах, изображениях и текстах. Впервые показаны ранние картины «Натурщик» и «Портрет молодой женщины» — ничего в этих ученических работах не предвещает авангарда. Рядом — созданные уверенной рукой мастера натюрморты и городские пейзажи. От их чистых красок рукой подать до лучших супрематических композиций.

К известному портрету Анны Розановой, сестры художницы, «приложен» впервые показываемый каталог выставки Союза молодежи 1913 года, точнее, лист плотной бумаги большого формата с перечислением названий картин. Он принадлежал Александру Бенуа, который сделал на тексте карандашный набросок портрета.

Ольга Розанова. «Письменный стол». 1916. Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Письменный стол». 1916.
Фото: Государственный Русский музей

Напротив «Четырех тузов» помещена другая эмблематичная картина из коллекции ГРМ — «Письменный стол». Изображения барометра, складной линейки и хаотически разбросанных букв напоминают о том, что Розанова двигалась в сторону коллажа. Кстати, на Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922 году одну из ее картин приобрел мастер коллажа Курт Швиттерс.

Конечно, проект не мог обойтись без карточной серии. Две картины — «Пиковая дама» и «Бубновая дама» — окружены литографиями Розановой из «Заумной книги» Алексея Крученых и Романа Якобсона. Там десять карточных персонажей. Прототипы, соратники Розановой, давно установлены историком искусства Фаиной Балаховской.

Под влиянием Крученых художница начинала сочинять стихи. «…Хрустально малый / Пронзает светом / Больным и алым».

Манифесты ей удавались еще лучше. «…Свобода творчества — есть первое условие самобытности!» «…В беспрерывном обновлении Будущее Искус­ства!» 

Государственный Русский музей
«Ольга Розанова (1886–1918). "Революционер искусства"»
До 2 сентября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+