18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Жан Эльон. Путь от абстракции к реальности

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Выставка в Париже возвращает имя мастера, который не боялся резко менять траектории: в 1930-х привез абстракционизм в Америку, а в 1950-е вернулся во Францию и стал там реалистом

Художник, интеллектуал и теоретик искусства Жан Эльон (1904–1987) при жизни был известен и популярен, но потом его имя ушло в тень. Он был одним из пионеров абстракции, которую привез в Америку в 1930-х, а после войны, как будто назло всем, вернулся и во Францию, и к реальности — или даже к сюрреальности.

Выставка «Проза мира» в Музее современного искусства города Парижа объединяет более 150 редко экспонируемых произведений Эльона: 103 картины, 50 рисунков, а также блокноты и массу документального материала, собранного из крупнейших французских и мировых музеев и многих частных коллекций.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

Художник родился во французской провинции. Вначале увлекался поэзией, потом химией, потом архитектурой — во всем была видна его любовь к четкой форме, структуре, самой сути вещей. С 16 лет жил в Париже, и знакомство с живописью стало для него откровением. Именно здесь Эльон впервые увидел Никола Пуссена, а затем Поля Сезанна (в репродукциях). С кубизмом его познакомил уругвайский художник Хоакин Торрес-Гарсия. К концу 1920-х Эльон был уже близко знаком с Александром Колдером, Питом Мондрианом и Максом Эрнстом и стал заметной фигурой среди абстракционистов. В его ранних работах, однако, легко узнаются влияния: сетки Мондриана, или объемные формы Фернана Леже, или жирные контуры Торреса-Гарсии. В 1929 году Эльон начал свои «Записные книжки» — серию размышлений о живописи, которую вел до 1984 года.

В 1934-м художник переехал в Соединенные Штаты, где подружился с Марселем Дюшаном и, когда весь мир стремился к абстракции, наоборот, стал возвращаться к фигуративности. В самом начале Второй мировой войны Эльон счел необходимым вернуться на родину и присоединиться к силам «Свободной Франции». Был взят в плен, бежал в Америку.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

После войны художник вернулся во Францию с уже готовой программой фигуративных серий: он предполагал писать обнаженных, натюрморт, пейзаж и уличные сцены. Именно они и составляют основное содержание выставки. Эта «проза жизни» на самом деле не так проста: в полотнах можно обнаружить то странную точку зрения, как в «Перевернутой обнаженной» (1946), то нарочитые ракурсы, как в «Лестнице» (1944), обрезающей мужские фигуры, то кочующие из картины в картину таинственные предметы — зонтики и мужские шляпы. Самой яркой стала его серия с манекенами. Эльон изображает витрины магазинов, в которых манекены живут своей жизнью, и кусочек улицы — не вполне понятно, где мир реальный, а где «зазеркалье».

В конце жизни, по мере ухудшения зрения, Жан Эльон стал писать картины, больше похожие на набор мотивов, которые преследовали его. Последние главы «Записных книжек» ослепший художник вынужден был диктовать.

Хотя при жизни Эльон вроде бы не был обделен выставками, а в 2004 году в Центре Помпиду прошла большая ретроспектива, его творчество до сих пор остается малоизвестным. В Музее современного искусства города Парижа уверены, что фигура художника по-прежнему актуальна.

Музей современного искусства города Парижа
«Жан Эльон. "Проза мира"»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+