18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тоёхара Тиканобу. Изысканно подглядывая за самураями

Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.   Фото: Коллекция Александры Ивановой
Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.
Фото: Коллекция Александры Ивановой
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Музей Востока демонстрирует наследие одного из последних великих мастеров японской гравюры из собрания Александры Ивановой, которая относится к числу самых авторитетных коллекционеров Тоёхары Тиканобу в мире

О жизни японского художника Тоёхара Тиканобу (1838–1912) хочется посмотреть фильм, разумеется костюмный и чтобы было много блеска мечей. Много — потому что по первой профессии он воин, участвовавший в важных битвах XIX века, попадавший в плен и вообще повидавший всякого.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

На пороге 40-летия Тоёхара вспомнил юношеские уроки живописи и полностью сменил сферу деятельности, отдавшись искусству создания гравюр укиё-э, изображающих красавиц и воителей. Да причем так удачно сменил, что сегодня он — один из самых интересных авторов на антикварном рынке.

«Интерес к Тиканобу постоянно растет, — рассказал нам галерист Кирилл Данелия, один из авторов идеи выставки «Красавицы и воины Тиканобу» в Музее Востока. — Вскоре на него начнется настоящий бум». Одна из причин интереса к автору, помимо завораживающей красоты его работ, — редкость тем. Дело в том, что он запечатлел сюжеты, которые были запретными для предыдущего поколения, и оставил нам картины внутреннего быта обитателей военных замков и дворцов, частной жизни самурайского сословия.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Проект, который разворачивается в главной выставочной анфиладе Музея Востока, — первая в России монографическая экспозиция Тиканобу. Представлено около 150 листов художника, дополненных полусотней произведений японского декоративно-прикладного искусства; их отобрала научный сотрудник музея, куратор Ольга Чернова. Выставка почти целиком основана на собрании Александры Ивановой, одной из самых полных частных коллекций гравюр Тиканобу в мире. К собранию добавили несколько листов из фондов музея.

Важно отметить, что художник создал множество полиптихов и серий, но обычно их представляют в разрозненном виде. Особенностью экспозиции стало то, что зритель может увидеть именно полные комплекты гравюр, получив возможность погулять взглядом по панорамам, населенным красочными фигурами, в полном согласии с замыслом автора.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Сателлитом этой выставки станет одноименный проект, который пройдет в Галерее Кирилла Данелии. Там будет показано то, что не уместилось в экспозицию в Музее Востока. Кроме того, подготовлен каталог Тиканобу — вернее, сначала в течение нескольких лет готовилась именно книга, а когда работа подходила к концу, была придумана и выставка. Авторами объемистого альбома-каталога «Красавицы и воины. Тиканобу» стали сама коллекционер Александра Иванова и знаток японской гравюры Родион Жирнов. «Моя коллекция полиптихов Тиканобу составлялась в течение 17 лет, и, когда серии были практически полностью собраны, захотелось разобраться в сюжетах и деталях гравюр. Так родилась книга с описанием ксилографий», — рассказала нам Иванова. Каталог ее собрания фактически превратился в путеводитель по давно растаявшему миру Японии эпохи Мэйдзи — настолько красочно он проиллюстрирован и таким обилием информации наполнен.  

Музей Востока
«Красавицы и воины. Тиканобу»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+