18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Домогательство как вандализм: распущенные зрители наносят вред перформерам и музеям

Перформанс Imponderabilia в исполнении Марины Абрамович и Улая. Лувр, 1977.  Фото: Galleria Comunale Bologna
Перформанс Imponderabilia в исполнении Марины Абрамович и Улая. Лувр, 1977.
Фото: Galleria Comunale Bologna
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Поданный против МоМА иск обратил внимание на проблемы, связанные с безопасностью перформеров. При воспроизведении работ Марины Абрамович перформеры неизменно сталкиваются с неподобающей реакцией посетителей, несмотря на все меры предосторожности

На недавних выставках Марины Абрамович в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и в Королевской академии в Лондоне был воспроизведен перформанс Imponderabilia (1977), в котором посетители проходят между двумя обнаженными исполнителями, стоящими в узком дверном проеме. Не обошлось без инцидентов.

Так, одного из посетителей Королевской академии пришлось вывести, после того как у него обнаружили скрытую камеру. Подобное, по сообщениям причастных, случается «практически на всех крупных выставках» Абрамович. Но самый громкий случай связан с более ранней ретроспективой в MoMA, проходившей еще в 2010 году. Там тоже исполняли Imponderabilia, и теперь, спустя 14 лет, один из перформеров, Джон Бонафеде, подал иск против MoMA, посчитав, что музей не уберег его от домогательств.

Бонафеде рассказал, что за время участия в выставке пятеро посетителей «чуть задерживались, прежде чем пройти в следующий зал, опускали руку, тайком дотрагивались до его гениталий, ласкали или сжимали их». В иске упоминается, что он стал свидетелем домогательств и по отношению к исполнительнице женского пола. МоМА отверг обвинения на том основании, что Бонафеде «самостоятельно принял решение участвовать» в перформансе, «сознавая, что посетители неизбежно будут контактировать с его обнаженным телом». Адвокаты музея заявили, что неуместные прикосновения к Бонафеде — это «прискорбно», но добавили, что произошедшее «не имеет юридических оснований для иска».

Оливье Варен, художественный директор Музея старого и нового искусства (MONA) в австралийском Хобарте (остров Тасмания), где в 2015 году состоялась выставка «Марина Абрамович. Личная археология», говорит: «Марина раздвигает границы возможного и невозможного, приемлемого и неприемлемого, и, соглашаясь исполнять ее произведения, вы принимаете и последствия. Если вы подписываетесь на то, чтобы посетители терлись о вас целый день, и кто-то задевает вас в процессе рукой, я не вижу в этом большой проблемы. Но если кто-то хватает вас за мошонку, проходя мимо, — это уже неприемлемо». Варен сравнивает такие действия с вандализмом по отношению к произведениям искусства: «Человек, хватающий перформеров за гениталии, должен быть наказан, как и те, что трогают статуи или выливают томатный суп на „Мону Лизу“». Но, по его мнению, тут не следует винить музей: «Проблема только в тех, кто так делает. Они идиоты».

По мнению юриста Элизабет Вебстер, музеям следует брать на себя больше ответственности. «Хотя музеям приходится балансировать между стремлением передать мысль художницы и необходимостью обезопасить исполнителей, я считаю, что чаша весов должна склоняться в сторону последних, ведь они находятся в уязвимом положении», — говорит она. И добавляет, что, если музеи не справляются с этой задачей, последнее слово должно быть за исполнителями: «Они должны знать, что в случае нежелательных действий в свой адрес имеют полное право уйти, даже если их уход приведет к бесповоротному срыву перформанса. Человек не реквизит».

Для обеспечения безопасности на выставках Абрамович используются кодовые слова и жесты, а для отслеживания неподобающих действий привлекаются наблюдатели, причем они могут быть замаскированы под других перформеров, как было на выставке «Марина Абрамович. 512 часов», которая проходила в лондонской галерее Serpentine в 2014 году. Попытки вмешательства в сами перформансы порой приводят к возмущению автора. Так, в преддверии ретроспективы 2010 года юристы МоМА настаивали, чтобы исполнительниц перформанса Luminosity (1997), которым нужно было в обнаженном виде балансировать на велосипедном седле, экипировали шлемами и страховочными ремнями. «Но это же смешно!» — посчитала Абрамович и взяла на себя имущественную ответственность в размере $1 млн, чтобы избежать внесения изменений.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+