18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций

У Франса Снейдерса (1579–1657) в музее собственный зал, где представлена серия больших натюрмортов «Лавки» — рыбная, мясная, овощная. Это пространство — само по себе художественный памятник, один из фирменных знаков Эрмитажа.

«Лавки» останутся на своем месте. Другие картины Снейдерса, его современников и последователей — всего 70 произведений 30 художников (45 — из собрания Государственного Эрмитажа, 15 — из ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1 — из Музея Академии художеств и еще несколько — из частных коллекций) — составили основу проекта. Натюрморты характеризуются сложностью композиций и сюжетов, исключительной виртуозностью исполнения.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

XVII век — эпоха моды на экзотические страны, публикации географических карт и ботанических атласов. Сценографы Эмиль Капелюш и Юрий Сучков построили выставку в Николаевском зале Зимнего дворца как тотальную инсталляцию. Публике предложено рассматривать изысканные натюрморты среди знаменитых фламандских кружев и шпалер, немецкой серебряной посуды и китайского фарфора. Первый подобный опыт был проведен в Эрмитаже полгода назад для показа одной картины Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт». Теперь — расширенное продолжение.

Снейдерс начинал в мастерской Питера Пауля Рубенса, где специализировался на изображении плодов, фруктов, цветов, а также анималистике (жанр битой дичи в лавках был востребован новой, буржуазной публикой). На картине «Статуя Цереры» Рубенс изобразил скульптуру и архитектурный портал — Снейдерсу принадлежат две гирлянды плодов.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Пример сотрудничества двух других художников — «Мадонна с Младенцем в венке из цветов». Якобу Йордансу принадлежит авторство фигур, Андрису Даниельсу — всевозможных цветов.

В картинах с одинаковым названием «Повар у стола с дичью» натюрморт, буквально «мертвая природа», важнее живого персонажа. В дуэте Франс Снейдерс — Ян ван Букхорст первому принадлежат изображения мясных продуктов, второму — фигура решительного повара с большим ножом. Полотно Пауля де Воса и Якоба Йорданса выглядит элегичнее. Повар добродушен: явно доволен предоставленным ему выбором. Он держит в руках битого зайца, а на столе перед ним много разной дичи и омар «на десерт».

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Впервые показан широкой публике натюрморт де Воса «Собаки и кошка» из собрания Эрмитажа. Две породистые борзые претендуют на голову быка, оставшуюся от разделки туши, кошка рассчитывает на свою долю от этого «пирога».

Если говорить о многозначности фламандского натюрморта, то душещипательная картина Снейдерса «Натюрморт с лебедем», конечно, не про еду. Тем более что мясо этой птицы несъедобно. Картина — про memento mori. Впрочем, об этом подтексты многих фламандских натюрмортов.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

В «Охотничьей добыче» Яна Фейта блеск и роскошь картины не только в подборе персонажей, но и в контрастах фактур, в тектонике натюрморта. Живописец виртуозно соединил тяжелый бархат и легкий шелк, блеск фарфора, шерсти животных и винограда. «Великое искусство! Художники жизнь клали, чтобы этого достичь. Но надо вглядываться», — рекомендует Михаил Дединкин, сокуратор выставки.

Специально к выставке отреставрирован огромный, 278 на 559 см, эскиз («картон») для шпалеры «Охотничьи трофеи» — 60 бумажных листов, выполненных темперой и наклеенных на холст. Абрахам ван Дипенбек рисовал людей, Питер Буль — животных. Картон происходит из собрания Григория Потемкина. Реставрацию проводили специалисты эрмитажной лаборатории научной реставрации станковой живописи. Для предмета, которому почти 400 лет, сохранность дивная, устранены некоторые отслоения.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Также отреставрировано декоративное панно Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка «Цветы среди архитектуры». Оба были мастерами натюрморта, тут представлен целый гербарий. Ему в рифму показаны акварели Марии Сибиллы Мериан из собрания Петербургского филиала Архива РАН.

Натюрморты Снейдерса и Фейта из собрания Константина Мауергауза и других частных коллекций изображают буквально все что угодно: собак, котов, воробьев, белок, омаров, виноград и землянику. В этом многообразии старые мастера видели «искусство жить».

Осенью фламандцы передут в ГМИИ им. Пушкина. У московской версии будет другой акцент — на становлении натюрморта как самодостаточного жанра.

Государственный Эрмитаж
«Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
До 8 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+