18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Вечный ремонт HMS Victory: искусственный интеллект против жуков-точильщиков

Больше столетия Victory служит туристической достопримечательностью, но числится на балансе флота.  Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth
Больше столетия Victory служит туристической достопримечательностью, но числится на балансе флота.
Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth

Реставрационные работы на легендарном судне, которое оказалось последним командным пунктом для адмирала Нельсона, обещают стать самыми основательными за два с половиной века. Как ни удивительно, от первоначального корабля сохранилось не так уж мало

Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий. Корабельные плотники то здесь, то там обнажают его ребра, снимая прогнившие доски, которые уже не спасти, и заменяя их свежей древесиной. Эти снимки фиксируют каждый сантиметр ремонта, после которого, как надеются реставраторы, о состоянии корабля не придется беспокоиться еще около полувека. Нынешний проект уникален тем, что для ускорения процесса впервые используется искусственный интеллект (ИИ), разработанный магистрантами Саутгемптонского университета.

Программа ИИ для HMS Victory еще дорабатывается, но часть фотографий уже помечается тегами, вносится в базу данных и автоматически добавляется к цифровой трехмерной модели судна. Программа также учится распознавать и находить соответствия между изображениями, хранящимися в разных разделах базы данных. Барт Басенс, преподаватель Саутгемптонского университета и автор курса «Большие данные и анализ» в Лёвенском католическом университете, рассказал, что для автоматической классификации фотографий и артефактов его команда использовала большие языковые модели — алгоритмы глубокого обучения, способные распознавать, резюмировать и генерировать контент.

В наши дни HMS Victory, на котором лорд Нельсон разгромил силы французов и испанцев и встретил свою смерть в Трафальгарском сражении в 1805 году, остается самым старым в мире кораблем, официально находящимся в эксплуатации ВМФ. Хотя уже больше столетия судно по сути представляет собой туристическую достопримечательность и сейчас находится в ведении Национального музея Королевского флота, технически оно остается на балансе как флагманский корабль первого морского лорда.

Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий.  Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth
Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий.
Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth

Гнилая древесина, разорительный ремонт

Историк флота Брайан Лавери писал, что в 1884 году один адмирал, осмотревший HMS Victory, отметил, что может просунуть трость в дыры в его обшивке, и прокомментировал: «Пожалуй, никогда в истории вымпела не поднимали более гнилого корабля». К тому времени разорительные ремонтные работы велись почти непрерывно с 1765 года. Перед Трафальгарским сражением корабль вновь пришлось чинить, и лишь сентиментальная преданность павшему герою спасла HMS Victory от намеренного затопления после битвы.

Судно еще более века оставалось на плаву, и только в 1922 году его перевели в сухой док, где существенно перестроили. Во время Второй мировой войны кирпичная кладка, обвалившаяся после бомбежки, пробила дыру в корпусе, поэтому в 1950-е годы была запущена еще одна кампания по спасению Victory. Последний крупный ремонт провели в 1990-х, но нынешняя программа «Большая починка», которая должна продлиться не меньше десяти лет, станет самой основательной в истории корабля и обойдется, согласно оценкам, в £42 млн. Такелаж и мачты уже демонтировали, а корпус HMS Victory поместили в шатер из строительных лесов и брезента. Впрочем, посетители музея могут наблюдать за ходом восстановительных работ.

Каждый новый ремонт вызывает волну опасений, что от изначального корабля остается все меньше и меньше. По оценке старшего корабельного плотника Леонардо Бортолами, сейчас конструкция судна содержит как минимум 20% оригинальных материалов. На сей раз необходимо будет полностью заменить массивные ребра-шпангоуты и тысячи квадратных метров обшивки, в том числе значительную часть той, что добавили в 1990-е.

Изначально корабль был сделан из дуба, но в последнее столетие ситуация с этим сор­том древесины очень сложна. «Дуба попросту не достать, — говорит Бортолами. — Нам понадобилось бы 6 тыс. идеально прямых дубов, а такого количества нет ни в Англии, ни, пожалуй, где-либо еще в мире». Сейчас вновь используют тик, закупленный флотом десятилетия назад, но поверхность покроют тонкими дубовыми пластинами. По иронии судьбы предназначенную для этого дубовую древесину завезли из Франции.

Еще одна проблема связана с, по выражению археолога и музейного менеджера Родриго Пачеко-Руиса, «самым древним коренным населением Victory», а именно с прожорливыми жуками-точильщиками, чей род, вероятно, восходит к насекомым, заселившим корабль еще до его спуска на воду. После многочисленных дезинфекций в 1950-е было объявлено, что выжило всего 45 жуков. Но их потомки расплодились и теперь распространяются на соседние конструкции. Загвоздка в том, что они представляют собой большой научный интерес, являясь особой разновидностью, характерной исключительно для HMS Victory. Что делать с ними в этот раз, еще не решили. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+