18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Вечный ремонт HMS Victory: искусственный интеллект против жуков-точильщиков

Больше столетия Victory служит туристической достопримечательностью, но числится на балансе флота.  Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth
Больше столетия Victory служит туристической достопримечательностью, но числится на балансе флота.
Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth

Реставрационные работы на легендарном судне, которое оказалось последним командным пунктом для адмирала Нельсона, обещают стать самыми основательными за два с половиной века. Как ни удивительно, от первоначального корабля сохранилось не так уж мало

Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий. Корабельные плотники то здесь, то там обнажают его ребра, снимая прогнившие доски, которые уже не спасти, и заменяя их свежей древесиной. Эти снимки фиксируют каждый сантиметр ремонта, после которого, как надеются реставраторы, о состоянии корабля не придется беспокоиться еще около полувека. Нынешний проект уникален тем, что для ускорения процесса впервые используется искусственный интеллект (ИИ), разработанный магистрантами Саутгемптонского университета.

Программа ИИ для HMS Victory еще дорабатывается, но часть фотографий уже помечается тегами, вносится в базу данных и автоматически добавляется к цифровой трехмерной модели судна. Программа также учится распознавать и находить соответствия между изображениями, хранящимися в разных разделах базы данных. Барт Басенс, преподаватель Саутгемптонского университета и автор курса «Большие данные и анализ» в Лёвенском католическом университете, рассказал, что для автоматической классификации фотографий и артефактов его команда использовала большие языковые модели — алгоритмы глубокого обучения, способные распознавать, резюмировать и генерировать контент.

В наши дни HMS Victory, на котором лорд Нельсон разгромил силы французов и испанцев и встретил свою смерть в Трафальгарском сражении в 1805 году, остается самым старым в мире кораблем, официально находящимся в эксплуатации ВМФ. Хотя уже больше столетия судно по сути представляет собой туристическую достопримечательность и сейчас находится в ведении Национального музея Королевского флота, технически оно остается на балансе как флагманский корабль первого морского лорда.

Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий.  Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth
Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий.
Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth

Гнилая древесина, разорительный ремонт

Историк флота Брайан Лавери писал, что в 1884 году один адмирал, осмотревший HMS Victory, отметил, что может просунуть трость в дыры в его обшивке, и прокомментировал: «Пожалуй, никогда в истории вымпела не поднимали более гнилого корабля». К тому времени разорительные ремонтные работы велись почти непрерывно с 1765 года. Перед Трафальгарским сражением корабль вновь пришлось чинить, и лишь сентиментальная преданность павшему герою спасла HMS Victory от намеренного затопления после битвы.

Судно еще более века оставалось на плаву, и только в 1922 году его перевели в сухой док, где существенно перестроили. Во время Второй мировой войны кирпичная кладка, обвалившаяся после бомбежки, пробила дыру в корпусе, поэтому в 1950-е годы была запущена еще одна кампания по спасению Victory. Последний крупный ремонт провели в 1990-х, но нынешняя программа «Большая починка», которая должна продлиться не меньше десяти лет, станет самой основательной в истории корабля и обойдется, согласно оценкам, в £42 млн. Такелаж и мачты уже демонтировали, а корпус HMS Victory поместили в шатер из строительных лесов и брезента. Впрочем, посетители музея могут наблюдать за ходом восстановительных работ.

Каждый новый ремонт вызывает волну опасений, что от изначального корабля остается все меньше и меньше. По оценке старшего корабельного плотника Леонардо Бортолами, сейчас конструкция судна содержит как минимум 20% оригинальных материалов. На сей раз необходимо будет полностью заменить массивные ребра-шпангоуты и тысячи квадратных метров обшивки, в том числе значительную часть той, что добавили в 1990-е.

Изначально корабль был сделан из дуба, но в последнее столетие ситуация с этим сор­том древесины очень сложна. «Дуба попросту не достать, — говорит Бортолами. — Нам понадобилось бы 6 тыс. идеально прямых дубов, а такого количества нет ни в Англии, ни, пожалуй, где-либо еще в мире». Сейчас вновь используют тик, закупленный флотом десятилетия назад, но поверхность покроют тонкими дубовыми пластинами. По иронии судьбы предназначенную для этого дубовую древесину завезли из Франции.

Еще одна проблема связана с, по выражению археолога и музейного менеджера Родриго Пачеко-Руиса, «самым древним коренным населением Victory», а именно с прожорливыми жуками-точильщиками, чей род, вероятно, восходит к насекомым, заселившим корабль еще до его спуска на воду. После многочисленных дезинфекций в 1950-е было объявлено, что выжило всего 45 жуков. Но их потомки расплодились и теперь распространяются на соседние конструкции. Загвоздка в том, что они представляют собой большой научный интерес, являясь особой разновидностью, характерной исключительно для HMS Victory. Что делать с ними в этот раз, еще не решили. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+