18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Создатели книг по искусству с интернациональной ДНК

Руководители издательства Thames & Hudson проводят рабочее заседание. 1970-е.  Фото: Thames & Hudson
Руководители издательства Thames & Hudson проводят рабочее заседание. 1970-е.
Фото: Thames & Hudson
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Знаменитое британское издательство Thames & Hudson, отмечающее в этом году 75-летие, возводит свою идентичность даже к еще более давним временам и обстоятельствам — к плавильному котлу Вены 1920-х годов

Семейная компания отмечает юбилей годичной программой событий и публикаций, находясь, как отмечает журнал Bookseller, «в потрясающей для своего возраста форме». Спустя 75 лет после появления знаменитого логотипа с дельфинами Thames & Hudson входит в число ведущих мировых издателей иллюстрированных книг. Список из более чем 2 тыс. наименований охватывает темы от соборов до уличного искусства, стиля жизни и еды. И хотя издательство славится прежде всего книгами по искусству — например, новаторским для своего времени альбомом «Искусство метро» (1984), многолетним сотрудничеством с Дэвидом Хокни и первой коммерческой публикацией древней Келлской книги (самого продаваемого наименования), все же главное в политике Thames & Hudson — приверженность качеству и инновациям вне зависимости от выбранных направлений.

Уолтер и Ева Нейрат основали в 1949 году свой «музей без стен», движимые высокими идеалами: им хотелось донести лучшее из мира искусства и науки до максимально широкой ауди­тории. Оба они покинули континентальную Европу — соответственно, Вену и Берлин — из-за набирающего силу нацизма и встретились в Лондоне в конце 1930-х. Когда разразилась Вторая мировая война, Уолтера Нейрата интернировали на остров Мэн, но вскоре освободили благодаря его работе в издательстве Adprint, чья серия «Британия в картинках» считалась, как писала в воспоминаниях Ева Нейрат, «прекрасным пропагандистским материалом». Уолтер и Ева поженились в 1953 году, образовав новую семью с детьми от предыдущих браков.

Как и издательство Phaidon, отпраздновавшее в прошлом году 100-летие, Adprint переместилось в Лондон из Вены, а появление Thames & Hudson относят к издательскому буму, связанному с деятельностью обретших в Британии новую родину еврейских эмигрантов. Для Софи Томпсон, нынешнего генерального директора и издателя Thames & Hudson, довоенный венский опыт Уолтера Нейрата представляется крайне важным. «Идентичность компании на самом деле связана с тем, что происходило в 1920-е годы в Вене, в этом удивительном плавильном котле, — говорит Томпсон, — и с внедрением этого подхода, сочетающего культурное и техническое совершенство, в Великобритании».

Издательство славится прежде всего книгами по искусству — например, новаторским для своего времени альбомом «Искусство метро» (1984).  Фото: Thames & Hudson
Издательство славится прежде всего книгами по искусству — например, новаторским для своего времени альбомом «Искусство метро» (1984).
Фото: Thames & Hudson

Интернациональный дух пронизывал это предприятие с самого начала: от названия, объединяющего реки Нью-Йорка и Лондона, где оно было впервые зарегистрировано, до международных совместных изданий, которые по-прежнему занимают центральное место в его бизнес-модели. Уолтеру Нейрату пришла в голову идея совместных изданий, когда он еще работал в Adprint. Как вспоминала Ева в своих мемуарах, так в Англии 1940-х годов «появились книги по искусству и истории искусств, хотя выпускать иллюстрированные, роскошно напечатанные альбомы по-прежнему было довольно ново и даже рискованно».

Продавая иностранные версии книг издателям по всему миру, включая собственные компании в Нью-Йорке, Париже, а затем в Гонконге и Австралии, издательство Thames & Hudson смогло существенно увеличить тиражи, снизив цену за экземпляр. Эта стратегия позволила компании открыть для себя новые возможности. Когда-то издатель Аллен Лейн сопоставил ее серию «Мир искусства» с демократизирующим влиянием своего собственного издательства Penguin.

Однако искусство — лишь одна из стрел для лука Thames & Hudson. Сегодняшние инициативы включают краудфандинговую платформу для публикации специализированных книг, а будущие проекты охватывают графический дизайн, культуру видеоигр, детские книги и моду.

Несмотря на инновационный характер издательства, атмосфера литературного декаданса, вплоть до алкоголя во время ланча, сохранялась еще долгое время после переезда компании в 1999 году с Блумсбери-стрит в новый офис на Хай-Холборн. До запрета на курение в 2007 году летучки постоянно были окутаны клубами сигаретного дыма. Компьютерный век наступал медленно, старые привычки отмирали с трудом, и распечатка электронных писем в трех экземплярах с последующим хранением в папках оставалась стандартной практикой даже в XXI веке.

После смерти Уолтера в 1967 году пост управляющего директора занял его сын Томас, который вышел на пенсию только в 2005 году. Его сестра Констанс много лет руководила отделом дизайна, и оба по сей день остаются в совете директоров вместе с дочерьми Томаса Сюзанной и Йоханной. Последняя с 2004 года является директором по дизайну.

Преемственность играет важнейшую роль в истории компании. Перспектива занятия высшего поста человеком не из семьи породила опасения, что издательство может поглотить какой-нибудь корпоративный гигант. Софи Томпсон, которая присоединилась к компании десять лет назад и с 2018 года совмещает должности издателя и генерального директора, уверяет, что независимость бизнеса остается неотъемлемой частью идентичности Thames & Hudson. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+