18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма

Александр Вахрамеев. «Подруги. Тата и Валя». 1915.  Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
Александр Вахрамеев. «Подруги. Тата и Валя». 1915.
Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого

Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин

Журнал Vogue основан в 1892 году, Tatler — в 1901-м, Vanity Fair — в 1913-м, а L’Officiel в 1921-м, причем в первые годы существования их тематика весьма отличалась от сегодняшней. Примерно в те же годы в России тоже основывали великолепные журналы, запечатлевавшие свою эпоху с невероятной тщательностью, но их развитие решительно пресеклось вместе с эпохой. Одно из таких легендарных изданий, хорошо известных всем букинистам, — роскошно иллюстрированный журнал «Столица и усадьба», выходивший с 1913 по 1917 год, всего около 90 номеров. Выставка в Музее русского импрессионизма выводит это СМИ из сферы букинистики в мир материальный.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Названием выставки выбрано словосочетание «журнал красивой жизни». Этот слоган был изобретением издателя «Столицы и усадьбы» и сопровождал журнал на протяжении всех недолгих лет его существования. По сути, журнал этот был первым отечественным «глянцем»: он рассказывал о том, как в Петербурге и в загородных поместьях живут и развлекаются сливки общества. Институт визуального слежения за селебрити тогда был не развит, поэтому в отборе информации журналисты следовали классическим формулам, рассказывая, в частности, об интерьерах усадебных домов и дворцов, а также о балах, концертах, свадьбах, театральных премьерах, драгоценностях — словом, о всяких прелестях. То фоторепортаж из особняка Матильды Кшесинской, то фотоотчет о гардеробной Владимира Дмитриевича Набокова и его 52 пиджаках с Сэвил-роу, то портреты юных красавиц — будущих фрейлин.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Идея сделать выставку «про журнал» не то чтобы оригинальна: в последние десятилетия не раз устраивались экспозиции такого рода. Но в их центре были журналы специфических жанров — художественного или литературного: «Аполлон», «Золотое руно», «Мир искусства». А вот пристально вглядываться в более, так сказать, дамский формат доселе принято не было. Музей русского искусства, как обычно, выступает пионером темы, выводя «Столицу и усадьбу» из тени.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Каким же образом в музее решили развернуть страницы на выставочные залы? Конечно же, с помощью произведений искусства, репродукции которых публиковались в журнале. Кураторы выставки Юлия Петрова и Ольга Юркина проделали практически детективную работу по изучению пожелтевших страниц и поиску уцелевших оригиналов. «Много произведений мы не смогли отыскать, — рассказала нам Петрова, на сей раз выступающая в ипостаси куратора, а не только директора музея. — Но нельзя утверждать, что эти картины погибли. Некоторые мелькали на зарубежных аукционах в последние годы. Быть может, со временем они вернутся в орбиту искусствоведов».

Выставка поделена на зоны согласно рубрикам, существовавшим в журнале. Сами их названия звучат как песня, особенно если знать, что они наполнялись в надрывные предреволюционные годы перед Первой мировой войной и во время нее: «В русском стиле», «В зрительной зале», «О том, о сем», «Старый Петербург», «Усадьба в прошлом и настоящем». «Журнал и выставка откроют зрителю мир русской аристократии с другой стороны, позволив подглядеть за давно утраченным», — комментирует Петрова.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Свои экспонаты предоставили 40 музеев и 12 частных собраний — от Калининграда до Томска, всего около 100 предметов. Перед нами предстают холеные грациозные графини и баронессы с рисунков и картин Николая Богданова-Бельского, Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Елены Киселевой, Валентина Серова, Николая Фешина и других модных портретистов эпохи. Появление на страницах журнала, причем, подчеркнем, не на фотографии, а именно живописным портретом, считалось важным подтверждением статуса светского персонажа.

Рядом — пейзажи и интерьерные картины, мелькавшие на страницах. Помимо обязательных Сергея Виноградова и Станислава Жуковского, это Константин Вроблевский, Константин Коровин и многие другие.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

В «Столице и усадьбе» печатались статьи об известных коллекционерах эпохи с фотофиксацией их собраний. Это стало еще одной из тем выставки. Так, одна витрина посвящена театральной коллекции Валериана Светлова: тут собрали принадлежавшие ему предметы — театральную графику и даже слепок с ноги Анны Павловой.

Наконец, третий этаж, который в музее традиционно оставляют для спецпроектов, продолжающих тему выставки, на этот раз отдан под непривычный для этого учреждения формат. Чуть ли не впервые весь зал целиком занят современными художниками, пофантазировавшими на тему «жизни красивых и богатых», но только современной.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Это произведения Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Кирилла Кто, Владислава Мамышева-Монро, Миши Никатина и Ольги Тобрелутс из фонда Ruarts, галерей Anna Nova, «Триумф» и других важных собраний.

Музей русского импрессионизма
«Журнал красивой жизни»
До 6 октября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+