18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое пространство Музея AZ на Маросейке стало еще больше

Юрий Злотников. Из серии «Преодоление».1980-е.  Фото: Музей AZ
Юрий Злотников. Из серии «Преодоление».1980-е.
Фото: Музей AZ
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Филиал Музея AZ расширяется, чтобы стать полноценной площадкой для показа современного искусства

Проект Наталии Опалевой, который начинался просто как музей Анатолия Зверева, превратившись потом в более всеобъемлющий и гостеприимный к другим художникам Музей AZ, продолжает расширение. В том числе по временному охвату — теперь это не только место для нонконформистов, но и площадка для наших современников.

Центр современного искусства AZ/ART.  Фото: Музей AZ
Центр современного искусства AZ/ART.
Фото: Музей AZ

Основное трехэтажное здание музея близ метро «Маяковская» останется, так сказать, за «старыми мастерами» (и вдобавок сейчас на несколько месяцев закрыто на ремонт). А молодая кровь будет кипеть на Маросейке. Там в декабре 2022 года музей зашел в бывшие нарышкинские палаты XVII века, провел на экспериментальной площадке несколько небольших выставок и вот теперь решил развернуться как следует. Сейчас под крышей Центра современного искусства AZ/ART два выставочных зала, отдельный большой зал для лекций, кинопоказов и прочих публичных мероприятий, также работают просторная кофейня и книжный магазин.

Александр Дашевский, выбранный куратором выставочного сезона — 2024–2025, рассказал нам, что «AZ/ART — это место, где мы будем экспериментировать с тем, как показывать искусство 1960–1980-х годов через оптику современного искусства». Он уточнил, что в собрании AZ есть большой корпус работ ныне живущих авторов и он продолжает пополняться.

Центр современного искусства AZ/ART.  Фото: Музей AZ
Центр современного искусства AZ/ART.
Фото: Музей AZ

Обновленное пространство филиала Музея AZ на Маросейке открывается 20 июня вручением первой ежегодной премии в области искусствоведения и журналистики «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция» и выставкой «Неочевидные пересечения».

Как рассказывают в музее, проект — это субъективный взгляд на возможные точки сближения и сравнительную общность творческих методов, художественных средств, образного ряда, языка и сюжетов произведений советских неофициальных художников и композиторов второй половины XX века. Проект подготовлен совместно с Фондом Николая Каретникова, его кураторами выступили основательница Музея AZ и ЦСИ AZ/ART Наталия Опалева, исполнительный директор фонда Антон Каретников и музыковед и музыкальный куратор Сергей Терентьев.

Михаил Чернышов. «Удвоение». 1977.  Фото: Музей AZ
Михаил Чернышов. «Удвоение». 1977.
Фото: Музей AZ

Идея «Неочевидных пересечений» — продемонстрировать объемную панораму интермедиальных пересечений внутри «второго авангарда». Среди представленных на выставке художников — Анатолий Зверев, Юрий Злотников, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Евгений Михнов-Войтенко, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Олег Целков, Михаил Чернышов. Список композиторов включает в себя такие имена, как Андрей Волконский, София Губайдулина, Николай Каретников, Сергей Слонимский, Виктор Суслин, Борис Тищенко, Галина Уствольская, Альфред Шнитке и другие композиторы-шестидесятники.

В течение лета состоится серия из десяти концертов, которые будут сопровождать временные выставки в так называемом Музыкальном зале, сменяющиеся к каждому новому концерту и дополняющие его тему.

Михаил Шварцман. «Иература». 1970.  Фото: Музей AZ
Михаил Шварцман. «Иература». 1970.
Фото: Музей AZ

Осенью Александр Дашевский продолжит разговор об искусстве и музыке, представив проект о взаимодействии современной музыки и современного искусства уже в XXI веке.

Ранее планировалось, что первым проектом в AZ/ART станет «Вне эксплуатации», куратором которого должен был быть Дашевский. Однако в итоге от него решили отказаться ради анонсированной выше программы. «Мне хотелось показать красоту архитектуры этого здания, открыть окна, пустить свет, наполнить это пространство музыкой», — объяснила изменение концепции Наталия Опалева.

Центр современного искусства AZ/ART
«Неочевидные пересечения»
С 20 июня 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+