18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было

На выставке «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» представлено 200 произведений искусства из почти 600, переданных коллекционером в конце 2019 года.

«Коллекция, полученная от Владимира Некрасова, особенно ценна тем, что она представляет слой [советского и постсоветского искусства] гораздо шире и глубже, чем может выбрать сам музей, — считает Наталья Козырева, завотделом рисунка и акварели Государственного Русского музея. — Здесь много работ художников, в свое время не выходивших на уровень музейной заинтересованности. Есть вещи, которые мы пропустили по разным мотивам: то ли они тогда показались не музейного уровня, то ли художник нас не очень устраивал. Ошибки в оценке современного искусства очень часты, и это нормально. А то, что нонконформизм не мог появиться в нашем музее тогда, вообще не от нас зависело. Теперь мы получили немало работ, благодаря которым творчество многих художников, чьи произведения уже находятся в собрании музея, заиграло другими оттенками».

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Как рассказала нашей газете Людмила Черных, помощница Владимира Некрасова, представлявшая его на церемонии в Корпусе Бенуа, дата открытия выставки несколько раз переносилась с конца 2019 года: сначала из-за незавершенной работы над каталогом, потом из-за пандемии, затем ее отложили до окончания постановки всех предметов на музейный учет. За это время коллекционер передал музею еще ряд работ, в том числе из серии «Новые святые» Айдан Салаховой, посвященной работе медиков во время пандемии ковида.

На вопрос, не планирует ли сам Владимир Некрасов проводить выставки, подобные тем, что он устраивал в начале 2000-х в магазинах сети «Арбат Престиж» в Москве, Людмила Черных ответила отрицательно. «Коллекционер охотно предоставляет вещи из своего собрания на временные экспозиции в другие музеи, — рассказала она. — Владимир Ильич продолжает пополнять свою коллекцию, она живая, динамичная, но в ней есть часть, закрытая для посторонних. Это его личное собрание русского искусства: живопись, фарфор, лаковая миниатюра, скульптура».

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Владимир Некрасов, бизнесмен и меценат, бывший владелец группы компаний «Арбат Престиж», — один из самых известных российских коллекционеров, собиратель русского и советского искусства XX–XXI веков. В его собрание входили коллекции русского авангарда, советской довоенной живописи и послевоенного искусства, работы художников-шестидесятников, мастеров позднесоветского периода. Некрасов увлекался и современным, актуальным искусством — в его собрании есть работы Анны Афониной, Константина Батынкова, Анатолия Осмоловского, произведения стрит-арта.

Благодаря дару коллекция Русского музея пополнилась работами признанных классиков советского искусства: Сергея Герасимова, Владимира Игошева, Бориса Неменского, Аркадия Пластова, Иосифа Рубанова, Николая Терпсихорова, Виктора Цыгаля, Бориса Яковлева. А также неожиданной графикой Кукрыниксов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) — камерными пейзажами и жанровыми композициями.

Особую ценность представляют 30 произведений Гелия Коржева. В основном это эскизы и рисунки к его картинам, созданным между 1960 и 2000 годами, многие из них фактически являются самостоятельными работами. «Собственно, наше общение с Владимиром Некрасовым и началось с работ Гелия Коржева, — рассказала изданию Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник фонда живописи ХХ — начала XXI века ГРМ, принимавшая активное участие в отборе работ для передачи музею. — Мне очень нравится эскиз к картине „Иуда“. Даже больше, чем окончательный вариант. Мы получили замечательные эскизы к „Милосердию“, но мечтаем о большем — не теряем надежды договориться о картине „Победитель“, которая находится у самого Некрасова». (Напомним, что в 2017 году коллекционер передал работы Коржева Третьяковской галерее.)

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

По словам Ольги Мусаковой, Русскому музею не хватает произведений художников 1950–1960-х годов, за последние почти 20 лет ГРМ практически не получал финансирования на приобретение экспонатов. Теперь, благодаря дару Владимира Некрасова, музей пополнил фонды большим количеством работ ленинградских художников: Николая Баскакова, Ивана Варичева, Василия Викулова, Юрия Пенушкина, а также московского нонконформиста Владимира Яковлева. Появилась в собрании одна картина Сергея Голлербаха. До сих пор в коллекции ГРМ не было работ Владислава Рожнева, Евгения Трошева, Ирины Шевандроновой. Отсутствовали работы Андрея Тутунова — теперь есть три его картины разных периодов творчества. А также поздние работы Екатерины Зерновой: музей получил ее эскизы монументальных росписей.

«Отлично, что нашелся человек, который очень взвешенно собирал коллекцию, — считает Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ. — В ней есть и шедевры, и официальные художники, и средовая живопись, она позволяет объемнее представить наше время. Это живая коллекция, вдохнувшая новую струю в музейную деятельность».

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа
«Дар Владимира Некрасова Русскому музею»
До 1 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+