18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Искусство Северного Возрождения подстегивали амбиции и связи

Наряду с Гольбейном, Ганс Бургкмайр, изображенный на картине Лукаса Фуртенагеля «Ганс Бургкмайр и его жена Анна» (1529), был очень влиятельной фигурой.  Фото: KHM-Museumsverband
Наряду с Гольбейном, Ганс Бургкмайр, изображенный на картине Лукаса Фуртенагеля «Ганс Бургкмайр и его жена Анна» (1529), был очень влиятельной фигурой.
Фото: KHM-Museumsverband
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Два каталога исследуют важность отношений художников и их покровителей — с акцентом на Гольбейнах, Старшем и Младшем. Дарование привело обоих к развитию карьеры, но процесс этот вряд ли был бы возможен вне целого ряда обстоятельств места и времени

Первое из двух изданий — «Северное Возрождение: Гольбейн, Бургкмайр и эпоха Фуггеров» — великолепно иллюстрированная и чрезвычайно информативная научная работа, объединяющая произведения искусства с двух крупных выставок: «Гольбейн и Северное Возрождение» в Музее Штеделя во Франкфурте (завершилась 18 февраля) и «Гольбейн. Бургкмайр. Дюрер. Северное Возрождение» в венском Музее истории искусств (до 30 июня). Книга содержит девять эссе, проливающих свет на выбранную тему и устанавливающих ключевой для нее контекст.

В центре исследовательского внимания — имперский город Аугсбург, где на благодатной почве власти, богатства и креативности вовсю процветало искусство. Ганс Бургкмайр (1473–1531) и Ганс Гольбейн Старший (около 1460 — 1524) оказались наиболее влиятельными фигурами в период всплеска тамошней художественной активности. Диалог Бургкмайра с Альбрехтом Дюрером (1471–1528) и с итальянскими художниками раскрыт здесь на примере картины «История Эсфири» (1528), а замечательный «Фонтан жизни» (1519) Гольбейна Старшего восстановлен в своем художественном контексте, демонстрируя и нидерландское, и итальянское влияние.

Renaissance in the North: Holbein, Burgkmair, and the Age of the Fuggers / Guido Messling, Jochen Sander, ed. Hirmer. 360 с.: 287 цв. ил. £52. На английском языке
Renaissance in the North: Holbein, Burgkmair, and the Age of the Fuggers / Guido Messling, Jochen Sander, ed. Hirmer. 360 с.: 287 цв. ил. £52. На английском языке

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498 — 1543) получил известность как выдающийся талант следующего поколения, на который оказали влияние и его отец, и Бургкмайр. Бодо Бринкман в своей статье атрибутирует молодому художнику недавно обнаруженный портрет — установлено, что это изображение Маркса Фишера, его датировали 1512 годом. Бринкман полагает, что перед нами первое известное панно Гольбейна, служащее наглядным доказательством «захватывающе мощного реализма». Подробная аргументация этой гипотезы дает представление о процессах искусствоведческого анализа.

Эссе Йохена Зандера отслеживает судьбоносный опыт Гольбейна Младшего в Аугс­бурге и Базеле, куда он перебрался в поисках покровительства и подальше от все более напряженной религиозной ситуации. Мы получаем представление о значении поездок этого художника к французскому двору и в Антверпен, а также о влиянии, как утверждает Зандер, «Мадонны в скалах» (1525/1526) Леонардо да Винчи на «Дармштадтскую мадонну» (1528) Гольбейна и Яна ван Эйка на гольбейновский «Портрет Эразма Роттердамского» (1523).

Уточнение профилей

Словно продолжая эту биографическую линию, книга Кейт Хёрд «Гольбейн при дворе Тюдоров» рассказывает историю карьеры Гольбейна Младшего с момента его прибытия в Лондон осенью 1526 года. Тот период был отмечен произведениями искусства в широком спектре — от книжных иллюстраций до фресок на фасадах зданий и портретов важных персон.

Kate Heard.Holbein at the Tudor Court. Royal Collection Тrust. 160 с.: 86 цв. ил. £29,95. На английском языке
Kate Heard.Holbein at the Tudor Court. Royal Collection Тrust. 160 с.: 86 цв. ил. £29,95. На английском языке

Считается, что художник прибыл с рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского к Томасу Мору; в книге представлены портретные зарисовки членов семьи английского философа и государственного деятеля — они были изображены на впоследствии сгоревшем семейном портрете. Нам напоминают, что Ганс Гольбейн и его брат Амброзиус вместе работали над фронтисписом издания «Утопии» Томаса Мора, выпущенного в Базеле в 1518 году, что дает представление о более ранней связи между художником и меценатом, а также демонстрирует разнообразие техник из арсенала Гольбейна Младшего. Основное внимание в книге Кейт Хёрд уделяется его портретным рисункам, 80 из которых находятся в британской Королевской коллекции.

Вступительное эссе автора и подписи к каталогу объединяют инсайты, полученные в результате недавних технических исследований произведений Гольбейна. Мы узнаем о методах его работы, в частности об использовании цветного мела, чернил и акварели. Например, на портрете архиепископа Кентерберийского Уиль­яма Уорхэма (1527), выполненном черным, коричневым и желтым мелом, лицо оживлено при помощи чернильного пера. Следы стилуса на этом и других рисунках наглядно показывают, как такие изображения трансформировались в живопись на дубовой доске.

Отслеживая связи

Описываемые как «мастер-класс по использованию материалов для передачи сходства», рисунки Гольбейна напоминают нам о человеческом измерении истории Тюдоров, а также о профессиональном опыте, который помогал художнику в получении заказов. Но в книге Хёрд есть и нечто большее: в ней прослеживаются социальные связи двора и общества Восточной Англии, реконструированные с помощью групп, которые были изображены на рисунках Гольбейна Младшего. Так, очевидны связи между семействами Лест­рейндж, Ловелл и Во; выявлены брачные связи семей Пойнц и Гейдж с лордом и леди Гилфорд — первыми покровителями Гольбейна в Англии. За пределами королевского двора фигуры нотариуса из Нориджа сэра Томаса Годсалва и сэра Уильяма и леди Маргарет Баттс напоминают нам о распределении богатства в Норфолке и амбициозном аспекте портретной живописи.

«Дармштадтская мадонна» Ганса Гольбейна Младшего написана под влиянием «Мадонны в скалах» Леонардо Да Винчи. Фото: Volker Naumann, Schönaich
«Дармштадтская мадонна» Ганса Гольбейна Младшего написана под влиянием «Мадонны в скалах» Леонардо Да Винчи.
Фото: Volker Naumann, Schönaich

Нам полезно помнить о том, что развитие искусства Северного Возрождения основывалось на взаимодействии людей, их амбициях и техническом прогрессе. Оба издания говорят о живости немецкого искусства той эпохи и об уровне его мастерства. А благодаря подготовленному Сьюзан Фойстер новому каталогу немецких картин до 1800 года в Национальной галерее в Лондоне, который скоро будет опубликован, мы можем рассчитывать на дальнейшие открытия и продолжение дискуссий на эту тему. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+