18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Плащ маори из перьев попугая войдет в число главных экспонатов Пертского музея

Уникальный плащ народа маори из перьев зеленого попугая, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии.   Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Уникальный плащ народа маори из перьев зеленого попугая, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Привести в порядок и укрепить на прежних местах тысячи мелких перышек — задача для очень терпеливых, но реставраторы Британского музея с нею справились

Уникальный плащ народа маори XIX века из перьев зеленого попугая, вплетенных в вытканную из травы тканевую основу, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии, работы в котором обошлись в £27 млн.

Поскольку плащ имеет особое значение для потомков его создателей, представителей маори пригласили в Перт, чтобы они могли помолиться и спеть у него, прежде чем его бережно упаковали и отправили в Британский музей в Лондоне, где велись реставрационно-консервационные работы. В соцсетях создали специальную закрытую группу, чтобы в ней могли общаться представители обеих британских институций, новозеландского музея «Те Папа Тонгарева» и маори.

Предмет находится в пертской коллекции с середины XIX века и считается единственным полностью сохранившимся образцом «каху какапо» — плаща, сотканного с использованием перьев попугаев какапо. Подобные одеяния всегда были редкими и дорогими и создавались в качестве церемониальных — для людей, занимавших самое высокое общественное положение.

Какапо — самый крупный в мире вид попугаев. Фото: Kimberley Collins Kākāpō at Dunedin Wildlife Hospital
Какапо — самый крупный в мире вид попугаев.
Фото: Kimberley Collins Kākāpō at Dunedin Wildlife Hospital

Какапо — самый крупный в мире вид попугаев. Они ведут ночной образ жизни и не летают, добывая пищу и растя потомство на уровне земли — что способствовало почти полному их исчезновению. Маори ценили этих птиц и держали в качестве домашних питомцев, но, кроме того, употребляли их в пищу и охотились на них. Однако главной причиной резкого сокращения популяции стало прибытие из Европы инвазивных грызунов и собак. Сейчас в дикой природе какапо живут лишь на нескольких небольших островах, освобожденных от хищников.

Плащ приобрел Дэвид Рамзи, врач из Перта, который в 1823 году отправился в Австралию в качестве корабельного хирурга и так и не вернулся на родину, став преуспевающим фермером, торговцем и коллекционером австралийских и новозеландских древностей. В 1842 году он отправил каху какапо в составе большой коллекции предшественнику нынешнего музея — Обществу литераторов и антикваров Перта.

Марк Холл, заведующий коллекциями в Пертском музее, и реставратор Анна Цвагерман полагают, что плащ был создан в начале XIX века, после контактов с европейцами. Он состоит из тысяч маленьких зеленых перьев, которые полностью покрывают ткань из волокон новозеландских растений. Цвагерман рассказывает, что, впервые увидев его, она испугалась, что тот рассыплется у нее в руках.

Реставраторы Британского музея уделяли внимание каждому перышку.  Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Реставраторы Британского музея уделяли внимание каждому перышку.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross

Реставраторы Британского музея широко известны как специалисты по работе с перьями, и благодаря проекту «Партнерский обмен знаниями» Цвагерман получила возможность провести в Лондоне несколько недель, работая с ними. Тончайшие полоски и волокна тутовой бумаги выкрасили в нужный тон и укрепили ими стержни сломанных перьев и крошащиеся волокна. На это ушло более 100 часов работы с лупами и скальпелями.

Новое пространство Пертского музея откроется 30 мая. Бывшее здание мэрии преобразовали на средства из местного бюджета с привлечением £10 млн из региональной инвестиционной программы «Соглашение о городах региона реки Тей», совместно финансируемой правительствами Великобритании и Шотландии. Городское же собрание изобразительного искусства теперь полностью займет то здание, которое раньше оно делило с музеем, и будет переименовано в Пертскую художественную галерею.

Несмотря на уникальность плаща, никаких официальных реституционных требований не выдвигалось. Несколько лет назад Пертский музей вернул две татуированные человеческие головы, одна из которых также входила в собрание Рамзи, в новозеландский музей «Те Папа Тонгарева» в Веллингтоне, и с тех пор музеи регулярно поддерживают связь.

Плащ маори из перьев попугая после реставрации.  Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Плащ маори из перьев попугая после реставрации.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross

Куратор-консультант экспозиции и представительница маори Авина Тамарапа из Новой Зеландии отметила, что этот проект демонстрирует, как важно привлекать специалистов из числа потомков коренного населения. Кроме того, она выразила надежду, что однажды по договоренности о музейной аренде плащ снова побывает на родине. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+