18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Лувр в Лансе вытащил на поверхность самые древние страхи человечества

Жозеф Франк. «Геракл вырывает Альцеста из подземного мира». Около 1806. Фото: Béatrice Roussel/Musée de Valence
Жозеф Франк. «Геракл вырывает Альцеста из подземного мира». Около 1806.
Фото: Béatrice Roussel/Musée de Valence
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Название выставки «Подземные миры» говорит само за себя: она посвящена нашим представлениям о том, что скрыто в недрах. Зритель оказывается то в философской пещере Платона, то в современном метрополитене

На материале более 200 произведений искусства всех эпох и цивилизаций создатели экспозиции исследуют чрезвычайно увлекательную тему. «Почему подземные миры так тревожат людей? — комментирует один из кураторов, Александр Эстаке-Легран. — Они невидимы и загадочны. Этот страх перед темной вселенной у нас под ногами навсегда закреплен в мифах разных народов, и художники извлекают его из нашего коллективного воображения. А попытки развенчать эти мифы, что делал Вергилий в Античности или Данте в эпоху Возрождения, лишь разогревают нашу фантазию».

«Харон в своей лодке». Лекиф. 425 г. до н. э. Фото:  Hervé Lewandowski/Musée du Louvre
«Харон в своей лодке». Лекиф. 425 г. до н. э.
Фото: Hervé Lewandowski/Musée du Louvre

На выставке показывают «Битву титанов», анонимную копию с эскиза Питера Пауля Рубенса, и «Сцену инквизиции» Эухенио Лукаса Веласкеса, где стены пещер, в которых происходит действие, создают мрачную атмосферу. Большинство религий помещают ад под землю — и Сатана на рисунке Уильяма Блейка обращается к падшим ангелам под каменными сводами. На полотне прерафаэлита Джона Страдвика мир представлен как многоэтажный особняк, в подвале которого парки плетут свою нить. Юбер Робер наполняет полотно «Грот Позилиппо» страшными клубящимися тенями. Кстати сказать, этот античный туннель сохранился до наших дней; царившая в нем тьма не мешала ни древним римлянам, ни современникам художника использовать его для быстрого перехода из центра Неаполя в порт. Кроме живописи, графики и скульптуры выставка привлекает материал литературных произведений и научных исследований, посвященных подземным мирам.

Лувр в Лансе
«Подземные миры»
До 22 июля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+