18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Лувр в Лансе вытащил на поверхность самые древние страхи человечества

Жозеф Франк. «Геракл вырывает Альцеста из подземного мира». Около 1806. Фото: Béatrice Roussel/Musée de Valence
Жозеф Франк. «Геракл вырывает Альцеста из подземного мира». Около 1806.
Фото: Béatrice Roussel/Musée de Valence
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Название выставки «Подземные миры» говорит само за себя: она посвящена нашим представлениям о том, что скрыто в недрах. Зритель оказывается то в философской пещере Платона, то в современном метрополитене

На материале более 200 произведений искусства всех эпох и цивилизаций создатели экспозиции исследуют чрезвычайно увлекательную тему. «Почему подземные миры так тревожат людей? — комментирует один из кураторов, Александр Эстаке-Легран. — Они невидимы и загадочны. Этот страх перед темной вселенной у нас под ногами навсегда закреплен в мифах разных народов, и художники извлекают его из нашего коллективного воображения. А попытки развенчать эти мифы, что делал Вергилий в Античности или Данте в эпоху Возрождения, лишь разогревают нашу фантазию».

«Харон в своей лодке». Лекиф. 425 г. до н. э. Фото:  Hervé Lewandowski/Musée du Louvre
«Харон в своей лодке». Лекиф. 425 г. до н. э.
Фото: Hervé Lewandowski/Musée du Louvre

На выставке показывают «Битву титанов», анонимную копию с эскиза Питера Пауля Рубенса, и «Сцену инквизиции» Эухенио Лукаса Веласкеса, где стены пещер, в которых происходит действие, создают мрачную атмосферу. Большинство религий помещают ад под землю — и Сатана на рисунке Уильяма Блейка обращается к падшим ангелам под каменными сводами. На полотне прерафаэлита Джона Страдвика мир представлен как многоэтажный особняк, в подвале которого парки плетут свою нить. Юбер Робер наполняет полотно «Грот Позилиппо» страшными клубящимися тенями. Кстати сказать, этот античный туннель сохранился до наших дней; царившая в нем тьма не мешала ни древним римлянам, ни современникам художника использовать его для быстрого перехода из центра Неаполя в порт. Кроме живописи, графики и скульптуры выставка привлекает материал литературных произведений и научных исследований, посвященных подземным мирам.

Лувр в Лансе
«Подземные миры»
До 22 июля

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
3
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+