18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Путем квалифицированного разбоя: как пополнялись музейные запасники рейха

Выставка «Эрмитаж. Будни войны» в залах Манежа. 2021.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Эрмитаж. Будни войны» в залах Манежа. 2021.
Фото: Государственный Эрмитаж
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Сборник «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны» стал результатом международного сотрудничества исследователей. Авторы убедительно и документированно рассказали о том, как шла тогда охота за культурными ценностями

Это горькое чтение никак нельзя назвать приятным. Книга являет подробнейшую хронику катастрофы, постигшей уникальные музейные комплексы на северо-западе СССР, императорские резиденции вокруг Ленинграда, а также города Псков и Новгород в годы Второй мировой войны. Но примечательна книга не только этим. Во-первых, она создана в жанре, как его называют сами авторы, микроистории, когда взгляд исследователя периодически сосредотачивается на одном человеке либо на нескольких неделях, и даже днях, из жизни того или иного музея. Такая оптика — наведение фокуса на исторические мгновения — дает удивительный результат: трагедия уничтожения памятников культуры переживается гораздо острее.

Коринна Кур-Королев, Ульрике Шмигельт-Ритиг, Елена Зубкова, при участии Вольфганг Айхведе . «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны» / Пер. с нем. К. Левинсон. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 552 с.
Коринна Кур-Королев, Ульрике Шмигельт-Ритиг, Елена Зубкова, при участии Вольфганг Айхведе . «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны» / Пер. с нем. К. Левинсон. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 552 с.

Во-вторых, книга — плод удивительной международной кооперации: с 2012 по 2018 год ее сообща писали несколько ученых из России и Германии. Москвичка Елена Зубкова освещала до- и послевоенное состояние музеев. Ульрике Шмигельт-Ритиг из Берлина работала над главами о немецкой стратегии по отношению к памятникам искусства на оккупированных территориях и о том, что происходило в годы войны в Новгороде и Пскове. Коринна Кур-Королев из Берлина отвечала за главы о четырех царских дворцах и послевоенных поисках произведений искусства, вывезенных оттуда. Марлен Хиллер из Баденвайлера не только книгу редактировала, но и вносила в исследование «концептуальные и содержательные» акценты.

Все шесть лет, пока длилась работа, авторы участвовали в научных конференциях, взаимодействовали с архивами и музеями, помогая восстановить провенанс или судьбу произведений, общались с потомками немецких солдат, получили доступ к их письмам и дневникам. Эти подробности обогатили исследование.

Невозможно кратко описать все эпизоды и действующих лиц книги. Вот, например, глава о механизме изъятия культурных ценностей во время оккупации советского Северо-Запада. У немцев существовало несколько групп для этих целей. Оперативный штаб рейхсляйтера Альфреда Розенберга отбирал самые ценные вещи для «музея фюрера», свои охотники за сокровищами были у МИД и СС, и нередко эти подразделения друг с другом конкурировали. Кроме того, существовала армейская служба охраны произведений искусства, и один из ее руководителей — граф Эрстотто цу Сольмс-Лаубах (доктор наук, выпускник Марбургского университета) — открыл в 1941 году в Поганкиных палатах в Пскове выставку найденных им произведений живописи и икон. «С одной стороны — это место спокойного созерцания и духовного отдыха для немецких солдат, — объяснял он инициативу, — а с другой — достойное и квалифицированное хранение старинных европейских произведений искусства».

Послевоенное восстановление Петергофа. Фонтан Нептун. Монтаж скульптуры. 1956.  Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Послевоенное восстановление Петергофа. Фонтан Нептун. Монтаж скульптуры. 1956.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Сольмс-Лаубах привлек к реставрации икон местных и немецких специалистов. Один из его подчиненных, искусствовед Вернер Кёрте (докторская степень по археологии, истории и философии Базельского университета), отвечал за инвентаризацию привезенных из Новгорода икон. Он писал жене, что делал это «с сожалением» («…мое место на передовой, и я хочу остаться на фронте»). И это, конечно, огромный немой вопрос, поставленный в книге: как сов­мещались в людях прекрасное образование и стремление убивать?

В исследовании приводится много примеров как преступной халатности (в том, что касалось эвакуации искусства из прифронтовых зон, то она практически повсеместно была провалена) и мародерства, так и подлинного героизма, когда работники музеев, как это было в Гатчине, рискуя жизнью, в последний момент, под бомбежками, прятали в тайники, закапывали то, что не успели вывезти в тыл.

Сколь безудержным и иррациональным было озверение людей во время войны, вылившееся в том числе и в бессмысленное уничтожение десятков тысяч произведений искусства, столь же безгранична воля их потомков в искуплении вины, и книгу можно рассматривать как род покаяния. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+