18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Новый президент Аргентины считает культуру непозволительной роскошью

Хавьер Милей откровенно демонстрирует свое отношение к работникам культуры и гуманитариям.  Фото: EPA/Juan Ignacio Roncoroni/TASS
Хавьер Милей откровенно демонстрирует свое отношение к работникам культуры и гуманитариям.
Фото: EPA/Juan Ignacio Roncoroni/TASS
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Хавьер Милей принимает активные меры по борьбе с музеями, библиотеками, научными институтами и художественными факультетами. Массовые увольнения в Национальной библиотеке и прекращение финансирования важного Института кино — это только начало

Администрация президента Аргентины Хавьера Милея планирует в ближайшие месяцы сократить число государственных служащих на 15–20% в рамках программы по выходу из финансового кризиса и борьбе с коррупцией. Милей утверждает, что государственные структуры представляют собой «криминальную группировку», которую необходимо сократить до минимума. Президент продолжает выполнять свои предвыборные обещания с тех пор, как занял этот пост в декабре минувшего года. Его первый указ был направлен против Министерства культуры, которое с тех пор расформировали, а его полномочия передали в другие ведомства.

В число музеев, уже затронутых изменениями, входит Музей латиноамериканского искусства в Буэнос-Айресе (MALBA). Представитель музея рассказал нам, что принятое правительством Милея решение лишить финансирования Национальный институт кино и аудиовизуальных искусств (INCAA) негативно скажется на его кинопрограмме Malba Cine, в рамках которой они совместно каждый месяц проводят показы четырех фильмов.

«Решение нынешней администрации, парализовавшее деятельность INCAA, ставит под угрозу работу всех площадок, устраивающих показы аргентинского кино, — говорит исследователь и активист Фернандо М.Пенья, занимающий пост директора Malba Cine. — Значительную часть нашей программы составляют премьеры аргентинских фильмов, которые сильно нуждаются в адекватных площадках. На протяжении 20 лет мы устраивали премьеры от двух до четырех полнометражных фильмов в месяц. Если ситуация не изменится, эта непрерывная традиция, вокруг которой сложилась собственная аудитория, окажется под угрозой».

Если до сих пор при государственной поддержке в Аргентине выходило около 200 фильмов в год, то теперь ожидается, что их число резко сократится. Что же до лишения финансирования INCAA, то Министерство человеческого капитала Аргентины выпустило официальное уведомление, в котором говорится, что «времена, когда кинофестивали финансировались за счет голода тысяч детей, прошли». Правительство обещает еще больше сокращений в ближайшие месяцы. «Мы твердо намерены добиться нулевого дефицита бюджета, и это не подлежит обсуждению», — говорится в уведомлении.

В марте администрация президента потребовала уволить 120 работников Нацио­нальной библиотеки Мариано Морено (BNMM) — центрального филиала Национальной библиотеки Аргентины. Сотрудникам сообщили о том, что их контракты не будут продлены, по электронной почте. Раньше штат BNMM насчитывал около 900 человек в трех филиалах. Библиотека выпустила заявление, в котором подчеркнула, что у нее «не осталось работников» и что «рабочий класс в целом переживает жесткое изменение условий, в том числе перевод доходов в пользу предпринимательских меньшинств».

В ответ на решение об увольнении более 2,2 тыс. человек подписали открытое письмо, адресованное директору библиотеки Сусане Сото Перес, с просьбой восстановить в должности одного из сотрудников — профессора и исследователя Роберто Касаццу, проработавшего в учреждении почти три десятилетия и входящего «в число величайших латиноамериканских библиографов XV–XVIII веков».

Хавьер Милей, бывший экономист и активный участник телевизионных дебатов, называет себя «анархо-капиталистом». Он занял пост президента, когда инфляция в Аргентине достигла 140%, а почти 50% населения оказалось за чертой бедности. В ходе предвыборной кампании он назвал образование в области искусств «пустой тратой времени», университеты — «центрами идеологической индоктринации», а научные исследования — «роскошью, которую наша страна не может себе позволить».

Первым своим указом на посту президента Милей расформировал Министерство культуры Аргентины, распределив его функции по другим секторам. Его действия и отношение к культуре поразительно схожи с подходом крайне правого бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару, который тоже считал налоговые льготы для культурных институций порочной практикой и ликвидировал Министерство культуры Бразилии в первый же день на посту президента в 2019 году, стремясь урезать финансирование культурного сектора серией резких бюджетных сокращений (сменивший его в минувшем году новый президент Луис Инасиу Лула да Силва восстановил министерство).

Будущее покажет, как повлияют меры жесткой экономии Милея на другие музеи и учреждения культуры Аргентины. Некоторые из наиболее выдающихся художественных институций страны, в том числе Музей современного искусства в Буэнос-Айресе (MACBA), финансируются из частных источников либо получают основную часть финансирования не из государственного, а из муниципального бюджета. 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+