18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Планета у нас одна: в «ГЭС-2» вычисляют индекс подобия Земле

Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Название проекта представляет собой научный термин. Индекс подобия Земле (Earth Similarity Index, ESI) разработан астрономами, планетологами и экологами, он характеризует степень пригодности разных планет для жизни

Максимальный показатель ESI — 1, это индекс самой Земли, единственной планеты, про обитаемость которой нам доподлинно известно; 0,8 и выше — у «потенциально обитаемых» экзопланет в созвездиях Лиры, Лебедя и других, их в последнее время открывают довольно часто благодаря космическому супертелескопу «Кеплер». А вот у Марса ESI уже 0,7. Однако внимание создателей выставки в «ГЭС-2» приковано к Земле, а индекс подобия для них — метафора, позволяющая с помощью художественных средств исследовать вопросы пригодности нашего мира к жизни отдельных людей, локальных сообществ или целых этнических групп, фиксировать и осмысливать происходящие на планете изменения.

Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В «Индексе подобия» представлены видео и инсталляции российских (группа «Нежные бабы», Женя Гаврилов, Женя Чайка) и международных авторов (Ли Биньюан, Ана Вас, Ольга Гротова, Харис Эпаминонда и другие). Мультимедийная инсталляция бразильца Лукаса Бамбози называется «Соластальгия». Это слово, придуманное австралийским экологом и философом Гленном Албректом, состоит из двух частей: solace («утешение») и nostalgia. Албрект определил его как «душевную боль, возникающую, когда пребывание в родных местах перестает приносить умиротворение». Австралиец пришел к понятию соластальгии, изучая жизнь людей в долине Хантер в штате Новый Южный Уэльс, где четверть века назад начали стремительно разрастаться угольные карьеры, а жители перестали узнавать родные края.

Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Бамбози в своей инсталляции рассматривает последствия добычи полезных ископаемых на юго-востоке Бразилии. Художник без особого оптимизма фиксирует разрушительность этого процесса. Его последствия, по замечанию автора, можно описать как потерю «непрерывности между небом и землей».

Дом культуры «ГЭС-2»
«Индексе подобия»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+