18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Планета у нас одна: в «ГЭС-2» вычисляют индекс подобия Земле

Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Название проекта представляет собой научный термин. Индекс подобия Земле (Earth Similarity Index, ESI) разработан астрономами, планетологами и экологами, он характеризует степень пригодности разных планет для жизни

Максимальный показатель ESI — 1, это индекс самой Земли, единственной планеты, про обитаемость которой нам доподлинно известно; 0,8 и выше — у «потенциально обитаемых» экзопланет в созвездиях Лиры, Лебедя и других, их в последнее время открывают довольно часто благодаря космическому супертелескопу «Кеплер». А вот у Марса ESI уже 0,7. Однако внимание создателей выставки в «ГЭС-2» приковано к Земле, а индекс подобия для них — метафора, позволяющая с помощью художественных средств исследовать вопросы пригодности нашего мира к жизни отдельных людей, локальных сообществ или целых этнических групп, фиксировать и осмысливать происходящие на планете изменения.

Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В «Индексе подобия» представлены видео и инсталляции российских (группа «Нежные бабы», Женя Гаврилов, Женя Чайка) и международных авторов (Ли Биньюан, Ана Вас, Ольга Гротова, Харис Эпаминонда и другие). Мультимедийная инсталляция бразильца Лукаса Бамбози называется «Соластальгия». Это слово, придуманное австралийским экологом и философом Гленном Албректом, состоит из двух частей: solace («утешение») и nostalgia. Албрект определил его как «душевную боль, возникающую, когда пребывание в родных местах перестает приносить умиротворение». Австралиец пришел к понятию соластальгии, изучая жизнь людей в долине Хантер в штате Новый Южный Уэльс, где четверть века назад начали стремительно разрастаться угольные карьеры, а жители перестали узнавать родные края.

Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Бамбози в своей инсталляции рассматривает последствия добычи полезных ископаемых на юго-востоке Бразилии. Художник без особого оптимизма фиксирует разрушительность этого процесса. Его последствия, по замечанию автора, можно описать как потерю «непрерывности между небом и землей».

Дом культуры «ГЭС-2»
«Индексе подобия»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+