18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Планета у нас одна: в «ГЭС-2» вычисляют индекс подобия Земле

Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Женя Чайка, Женя Гаврилов. Фрагмент мультимедийной инсталляции «Зазор влияния». 2023–2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Название проекта представляет собой научный термин. Индекс подобия Земле (Earth Similarity Index, ESI) разработан астрономами, планетологами и экологами, он характеризует степень пригодности разных планет для жизни

Максимальный показатель ESI — 1, это индекс самой Земли, единственной планеты, про обитаемость которой нам доподлинно известно; 0,8 и выше — у «потенциально обитаемых» экзопланет в созвездиях Лиры, Лебедя и других, их в последнее время открывают довольно часто благодаря космическому супертелескопу «Кеплер». А вот у Марса ESI уже 0,7. Однако внимание создателей выставки в «ГЭС-2» приковано к Земле, а индекс подобия для них — метафора, позволяющая с помощью художественных средств исследовать вопросы пригодности нашего мира к жизни отдельных людей, локальных сообществ или целых этнических групп, фиксировать и осмысливать происходящие на планете изменения.

Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Индекс подобия». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В «Индексе подобия» представлены видео и инсталляции российских (группа «Нежные бабы», Женя Гаврилов, Женя Чайка) и международных авторов (Ли Биньюан, Ана Вас, Ольга Гротова, Харис Эпаминонда и другие). Мультимедийная инсталляция бразильца Лукаса Бамбози называется «Соластальгия». Это слово, придуманное австралийским экологом и философом Гленном Албректом, состоит из двух частей: solace («утешение») и nostalgia. Албрект определил его как «душевную боль, возникающую, когда пребывание в родных местах перестает приносить умиротворение». Австралиец пришел к понятию соластальгии, изучая жизнь людей в долине Хантер в штате Новый Южный Уэльс, где четверть века назад начали стремительно разрастаться угольные карьеры, а жители перестали узнавать родные края.

Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Лукас Бамбози. Кадр из видео «Айронлэнд», 2021.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Бамбози в своей инсталляции рассматривает последствия добычи полезных ископаемых на юго-востоке Бразилии. Художник без особого оптимизма фиксирует разрушительность этого процесса. Его последствия, по замечанию автора, можно описать как потерю «непрерывности между небом и землей».

Дом культуры «ГЭС-2»
«Индексе подобия»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+