18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Чем плохи выставки-блокбастеры: опыт музеев Амстердама

Выставка «Вермеер» в Рейксмузеуме. Амстердам, Нидерланды.  Фото: Ludovic MARIN/AFP/Eastnews
Выставка «Вермеер» в Рейксмузеуме. Амстердам, Нидерланды.
Фото: Ludovic MARIN/AFP/Eastnews
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Выставки, посвященные творчеству Вермеера и покемонам — в Рейксмузеуме и Музее ван Гога, имели в 2023 году огромный успех. Но были и проблемы: и с распределением потоков посетителей, и с персоналом

Когда в прошлом году в Рейксмузеум в Амстердаме привезли 28 из всего 35 сохранившихся работ нидерландского живописца XVII века Яна Вермеера, ни у кого не было сомнений, что выставка станет хитом. Через месяц после ее открытия лондонская газета Times сообщила, что «вермееровское безумие» в самом разгаре и желающие попасть на выставку ищут способы достать билеты, потому что официальные продажи закрыты. Единственной лазейкой было вступить в программу лояльности музея, но и там мест оставалось не так много.

По словам Тако Диббитса, генерального директора музея, невероятный международный интерес к выставке, которая проходила с 10 февраля по 4 июня 2023 года, оказался для него большим сюрпризом. «Я считал, что просто раскупят все билеты, а значит, придет около полумиллиона человек. В итоге гостей оказалось 650 тыс., но мы могли бы легко пройти отметку и в 2 млн билетов. Этого я никак не ожидал».

Когда ажиотаж вокруг одной из самых успешных выставок в истории нидерландского национального музея стал спадать, ее организаторы решили проанализировать свои ошибки — и это были ценные уроки. Например, как распределять огромный поток посетителей, предоставить доступ всем группам граждан, а еще дополнительно задействовать постоянную экспозицию.

Выставка «Вермеер» в Рейксмузеуме. Амстердам, Нидерланды.  Фото: EPA/KOEN VAN WEEL/TASS
Выставка «Вермеер» в Рейксмузеуме. Амстердам, Нидерланды.
Фото: EPA/KOEN VAN WEEL/TASS

Приходите все

Одна из проблем, с которыми столкнулся музей, — распределение двух больших потоков посетителей: приходящих посмотреть постоянную экспозицию (в прошлом году их было 2,7 млн) и желающих попасть только на Вермеера. Пришлось открыть зал с дополнительными шкафчиками для хранения вещей, чтобы уменьшить очереди в основной гардероб. «Это мы опытным путем поняли почти сразу — что надо еще на входе разделить два потока», — говорит Тако Диббитс.

Билеты изначально решили продавать по сеансам. Но эта идея шла вразрез с желанием сделать выставку доступной для всех. «Если продавать билеты только через интернет и по времени, в результате приходит типичная для музея аудитория — люди, у которых есть смартфон и банковские карты, а также те, кто любит планировать, — в общем, аудитория определенного возраста, — считает директор музея. — Поэтому в последние дни работы выставки мы были открыты до позднего вечера и даже раздавали билеты бесплатно, а еще размещали рекламу на молодежных сайтах, чтобы привлечь более юных зрителей». Музей также организовал специальные вечерние сеансы для тех, кто боится толп, для гиперчувствительных посетителей и людей с особенностями ментального развития.

К сожалению, пришлось бороться с перекупщиками билетов и спекулянтами. «Тут уж ничего не поделаешь. Много было тех, кто покупал билеты и перепродавал их онлайн, прямо как с поп- и рок-концертами. Неизбежное зло», — заключает Диббитс.

От перекупщиков в свое время сильно страдал и сосед Рейксмузеума — Музей ван Гога. В 2023 году здесь проходила выставка Pokémon x Van Gogh Museum, на которую ломились толпы. В сентябре музей организовал специальный вечерний показ для прессы, лидеров мнений и сотрудников музея. Последние признались, что были в ужасе, когда раздаточные и рекламные материалы выставки «стали жить своей собственной жизнью». К посетителям, в том числе к детям, уходившим с выставки с выпущенной специально для музея картой Пикачу в стиле «Автопортрета в серой войлочной шляпе» Винсента ван Гога, которую раздавали бесплатно, подходили спекулянты, предлагая продать сувенир за €40. В итоге в интернете цены на раритет взлетели до небес. Говорят, четверо сотрудников музея даже были уволены за торговлю лимитированным «мерчем».

Выставка Pokémon x Van Gogh Museum в Музее ван Гога. Амстердам, Нидерланды.  Фото: EPA/REMKO DE WAAL/TASS
Выставка Pokémon x Van Gogh Museum в Музее ван Гога. Амстердам, Нидерланды.
Фото: EPA/REMKO DE WAAL/TASS

Что касается Рейксмузеума, то, как утверждает Тако Диббитс, у любой успешной выставки есть свои особенности. «Чтобы искусство XVII века оставалось для современной публики актуальным, нужно время от времени устраивать выставки с узнаваемыми именами, — говорит он. — А когда люди придут, можно помочь им открыть для себя еще много нового. В этом, собственно, и заключается смысл блокбастера».

Кроме того, считает директор, крупные музеи должны стараться помогать небольшим, когда те устраивают свои выставки-блокбастеры. Так, Рейксмузеум тесно сотрудничал с Центром Вермеера в Делфте, который организовал экспозицию, посвященную определенному периоду творчества художника.

Наконец, есть и такая проблема, как утилизация и использование материалов, оставшихся после выставок. В случае с Вермеером сотни метров ткани, из которой были сделаны шторы от пола до потолка, разграничивавшие пространство и поглощавшие шум, пошли на сумки и были переданы в благотворительную организацию.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+