18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Театр коронованных актеров: будни и праздники Петергофа

Большой Петергофский дворец. Каскад Фото: Дмитрий Яковлев
Большой Петергофский дворец. Каскад
Фото: Дмитрий Яковлев
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Книга-альбом Елены Кальницкой повествует о жизни знаменитого дворца за два дореволюционных столетия. В качестве развернутой метафоры той жизни театр выбран автором не случайно: все обитатели Петергофа обязательно становились героями некой пьесы

Море литературы о Петергофе и его знаменитых фонтанах глубже, чем Финский залив, на берегу которого находится императорская загородная резиденция. Елена Кальницкая была генеральным директором Государственного музея-заповедника «Петергоф» в 2009–2022 годах, успела изучить его вдоль и поперек. Ее книга «Театр придворной жизни: Очерки петергофской повседневности» — о том, что Петергоф в большей степени, чем Царское Село или Гатчина, не столько место, где жили Романовы, сколько мечта, парадиз и не в последнюю очередь театр.

Елена Кальницкая. «Театр придворной жизни: Очерки петергофской повседневности». СПб.: Подписные издания, 2023. 616 с., ил.
Елена Кальницкая. «Театр придворной жизни: Очерки петергофской повседневности». СПб.: Подписные издания, 2023. 616 с., ил.

Придуманный Петром I в пику Версалю, продолженный его дочерью Елизаветой, построившей Большой дворец по проекту любимого ею блистательного Бартоломео Франческо Растрелли, Петергоф был завершен как комплекс Николаем I, создателем парка «Александрия» с дворцом «Коттедж», или «Коточ», как называли его хозяева. Не забудем и про императрицу Анну Иоанновну, которая приказала Растрелли-старшему установить первого, свинцового Самсона на Большом каскаде. Тем самым сравнив своего великого дядю, Петра, с библейским героем.

Автор исходит из трех предпосылок, на которых, как земля на трех китах, держится повествование. Первый кит. Рукотворный от начала до конца Петергоф, как и жизнь там царственных особ с ее протоколом, ритуалами, неписаными правилами, сплетнями, слухами, легендами, — это театр.

Второй кит. Все Романовы, от Петра I до Николая II, с многочисленными семьями подолгу жили в Петергофе, принимали там зарубежную родню, показывали фонтаны официальным делегациям и первым туристам еще с XVIII века. В этом смысле Петергоф уникален среди других загородных резиденций.

Третий (не менее важный) кит. Художественные достоинства петергофских дворцов, их богатые коллекции картин и прикладного искусства хорошо изучены, обо всем этом опубликованы фундаментальные труды и популярные путеводители. Гораздо меньше известно о частной жизни царственных обитателей Петергофа. Свидетельства о ней разбросаны по разным, часто труднодоступным источникам: походным и камер-фурьерским журналам, письмам, мемуарам, периодике. К слову, библиографический раздел включает более 500 источников.

Большой Петергофский дворец.  Фото: Дмитрий Яковлев
Большой Петергофский дворец.
Фото: Дмитрий Яковлев

Книга построена как путешествие по театральному организму Петергофа и состоит из 26 очерков. Перед читателями пестрой разноязыкой толпой проходят драматурги, режиссеры-постановщики, актеры — примы и статисты, зрители. Читателю позволено заглянуть в буфет, за кулисы и даже в служебный медпункт.

Уверенно предположу, что Елена Кальницкая не рассчитывала на сквозное чтение книги как романа. Она умышленно делает небольшие повторы в разных главах, когда речь идет об одних и тех же персонажах, напоминает про исторический контекст, в котором происходили петергофские события. Поэтому можно читать книгу с любого места. Например, сначала узнать, что Елизавета Петровна буквально на дух не переносила яблок, зато обожала ананасы, персики, дыни и виноград. А Николай I съедал за ужином тарелку супа из протертого картофеля. Вспомнить историю, как Пушкин подал прошение об отставке с придворной должности камер-юнкера, но под нажимом Василия Жуковского взял его обратно и приехал на ежегодный Петергофский праздник, который отмечался 1 июля.

Среди актеров, или, лучше сказать, акторов, петергофского театра — писатель Дмитрий Григорович, давший взятку служителю парков, чтобы тот запустил фонтаны для Александра Дюма. Тот же Григорович, еще юнкером Главного инженерного училища, ходил в пешем строю из Петербурга в Петергоф, нагруженный лопатой, киркой и кивером. Внутри головного убора были спрятаны апельсины, булки и пирожки. С 1829 по 1852 год после маневров юнкера всех училищ развлекались штурмом Большого каскада, или, как они говорили, «хождением на фонтаны». Мокрые до нитки победители получали из царских рук кольца из яшмы или сердолика.

Арфа в Куропаточной гостиной Большого дворца. Фото: Дмитрий Яковлев
Арфа в Куропаточной гостиной Большого дворца.
Фото: Дмитрий Яковлев

Казанская дворянка Юлия Перцова вспоминала, как, воспользовавшись отсутствием сторожа во дворце Марли, оторвала «шелковинку», которая осталась на кафтане Петра на месте пуговицы. Войдя во вкус, прихватила лоскут с императорского одеяла.

Матильда Кшесинская не забыла, как танцевала на сцене Ольгина пруда. Декорация была построена так, что она как бы двигалась по водной поверхности. Глава «Драматургия отношений» посвящена фавориткам и фаворитам: Варваре Туркестановой, Алексею Охотникову, Варваре Нелидовой, Екатерине Долгоруковой. Их бурные романы с венценосными особами развивались в декорациях Петергофа.

Необходимо похвалить черно-белые фотографии Дмитрия Яковлева, особенно зимние. Когда нет листвы, а скульптуры спрятаны в футляры, видна вся петергофская архитектура.

В финале — микроложка дегтя. В тексте книги княгиня Мария Волконская (урожденная Раевская), жена декабриста Сергея Волконского, перепутана с княжной Марией Волконской, в замужестве графиней Толстой, маменькой Льва Николаевича Толстого. Она стала прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+