18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Театр коронованных актеров: будни и праздники Петергофа

Большой Петергофский дворец. Каскад Фото: Дмитрий Яковлев
Большой Петергофский дворец. Каскад
Фото: Дмитрий Яковлев
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Книга-альбом Елены Кальницкой повествует о жизни знаменитого дворца за два дореволюционных столетия. В качестве развернутой метафоры той жизни театр выбран автором не случайно: все обитатели Петергофа обязательно становились героями некой пьесы

Море литературы о Петергофе и его знаменитых фонтанах глубже, чем Финский залив, на берегу которого находится императорская загородная резиденция. Елена Кальницкая была генеральным директором Государственного музея-заповедника «Петергоф» в 2009–2022 годах, успела изучить его вдоль и поперек. Ее книга «Театр придворной жизни: Очерки петергофской повседневности» — о том, что Петергоф в большей степени, чем Царское Село или Гатчина, не столько место, где жили Романовы, сколько мечта, парадиз и не в последнюю очередь театр.

Елена Кальницкая. «Театр придворной жизни: Очерки петергофской повседневности». СПб.: Подписные издания, 2023. 616 с., ил.
Елена Кальницкая. «Театр придворной жизни: Очерки петергофской повседневности». СПб.: Подписные издания, 2023. 616 с., ил.

Придуманный Петром I в пику Версалю, продолженный его дочерью Елизаветой, построившей Большой дворец по проекту любимого ею блистательного Бартоломео Франческо Растрелли, Петергоф был завершен как комплекс Николаем I, создателем парка «Александрия» с дворцом «Коттедж», или «Коточ», как называли его хозяева. Не забудем и про императрицу Анну Иоанновну, которая приказала Растрелли-старшему установить первого, свинцового Самсона на Большом каскаде. Тем самым сравнив своего великого дядю, Петра, с библейским героем.

Автор исходит из трех предпосылок, на которых, как земля на трех китах, держится повествование. Первый кит. Рукотворный от начала до конца Петергоф, как и жизнь там царственных особ с ее протоколом, ритуалами, неписаными правилами, сплетнями, слухами, легендами, — это театр.

Второй кит. Все Романовы, от Петра I до Николая II, с многочисленными семьями подолгу жили в Петергофе, принимали там зарубежную родню, показывали фонтаны официальным делегациям и первым туристам еще с XVIII века. В этом смысле Петергоф уникален среди других загородных резиденций.

Третий (не менее важный) кит. Художественные достоинства петергофских дворцов, их богатые коллекции картин и прикладного искусства хорошо изучены, обо всем этом опубликованы фундаментальные труды и популярные путеводители. Гораздо меньше известно о частной жизни царственных обитателей Петергофа. Свидетельства о ней разбросаны по разным, часто труднодоступным источникам: походным и камер-фурьерским журналам, письмам, мемуарам, периодике. К слову, библиографический раздел включает более 500 источников.

Большой Петергофский дворец.  Фото: Дмитрий Яковлев
Большой Петергофский дворец.
Фото: Дмитрий Яковлев

Книга построена как путешествие по театральному организму Петергофа и состоит из 26 очерков. Перед читателями пестрой разноязыкой толпой проходят драматурги, режиссеры-постановщики, актеры — примы и статисты, зрители. Читателю позволено заглянуть в буфет, за кулисы и даже в служебный медпункт.

Уверенно предположу, что Елена Кальницкая не рассчитывала на сквозное чтение книги как романа. Она умышленно делает небольшие повторы в разных главах, когда речь идет об одних и тех же персонажах, напоминает про исторический контекст, в котором происходили петергофские события. Поэтому можно читать книгу с любого места. Например, сначала узнать, что Елизавета Петровна буквально на дух не переносила яблок, зато обожала ананасы, персики, дыни и виноград. А Николай I съедал за ужином тарелку супа из протертого картофеля. Вспомнить историю, как Пушкин подал прошение об отставке с придворной должности камер-юнкера, но под нажимом Василия Жуковского взял его обратно и приехал на ежегодный Петергофский праздник, который отмечался 1 июля.

Среди актеров, или, лучше сказать, акторов, петергофского театра — писатель Дмитрий Григорович, давший взятку служителю парков, чтобы тот запустил фонтаны для Александра Дюма. Тот же Григорович, еще юнкером Главного инженерного училища, ходил в пешем строю из Петербурга в Петергоф, нагруженный лопатой, киркой и кивером. Внутри головного убора были спрятаны апельсины, булки и пирожки. С 1829 по 1852 год после маневров юнкера всех училищ развлекались штурмом Большого каскада, или, как они говорили, «хождением на фонтаны». Мокрые до нитки победители получали из царских рук кольца из яшмы или сердолика.

Арфа в Куропаточной гостиной Большого дворца. Фото: Дмитрий Яковлев
Арфа в Куропаточной гостиной Большого дворца.
Фото: Дмитрий Яковлев

Казанская дворянка Юлия Перцова вспоминала, как, воспользовавшись отсутствием сторожа во дворце Марли, оторвала «шелковинку», которая осталась на кафтане Петра на месте пуговицы. Войдя во вкус, прихватила лоскут с императорского одеяла.

Матильда Кшесинская не забыла, как танцевала на сцене Ольгина пруда. Декорация была построена так, что она как бы двигалась по водной поверхности. Глава «Драматургия отношений» посвящена фавориткам и фаворитам: Варваре Туркестановой, Алексею Охотникову, Варваре Нелидовой, Екатерине Долгоруковой. Их бурные романы с венценосными особами развивались в декорациях Петергофа.

Необходимо похвалить черно-белые фотографии Дмитрия Яковлева, особенно зимние. Когда нет листвы, а скульптуры спрятаны в футляры, видна вся петергофская архитектура.

В финале — микроложка дегтя. В тексте книги княгиня Мария Волконская (урожденная Раевская), жена декабриста Сергея Волконского, перепутана с княжной Марией Волконской, в замужестве графиней Толстой, маменькой Льва Николаевича Толстого. Она стала прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+