18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Филиал Пушкинского музея во Владикавказе наконец получил собственное здание

Дом купцов Киракозова и Оганова во Владикавказе.  Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Дом купцов Киракозова и Оганова во Владикавказе.
Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

Планируется, что на ремонт и приспособление исторического дома купцов Киракозова и Оганова уйдет около четырех лет

Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, основанный в 2012 году как часть всероссийской сети Государственного центра современного искусства и с тех пор размещавшийся в различных арендуемых зданиях во Владикавказе, наконец получит собственное постоянное помещение. Об этом рассказала нашему изданию его глава Галина Тебиева.

Недавно директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, посетив Владикавказ, вместе с коллегами осмотрела предложенное ими сооружение и обратилась с просьбой к правительству о его передаче. Глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло принял решение о выделении помещения музею. Распоряжение правительства Республики Алания о предоставлении в безвозмездное пользование ГМИИ здания для размещения в нем Северо-Кавказского филиала было подписано 12 марта.

Это двухэтажное здание во Владикавказе по адресу улица Цаголова, 31, общей площадью 527 кв. м, является выявленным объектом культурного наследия, известным под условным названием «Дом купцов Киракозова и Оганова». Долгое время считалось, что до революции в нем размещалась знаменитая Осетинская (Ольгинская) женская гимназия, однако при новейших исследованиях это поставили под сомнение. В последние годы здание пустовало и начало разрушаться.

«Дом купцов Киракозова и Оганова» является выявленным объектом культурного наследия.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Дом купцов Киракозова и Оганова» является выявленным объектом культурного наследия.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Сейчас идет процесс передачи здания, впереди проектные и ремонтные работы. Затем предстоит большая работа по составлению ТЗ на проектирование, само проектирование, реализация ремонтных работ. Мы поставили для себя срок четыре с половиной года, а там как сложится», — уточняет Тебиева. Ремонт и приспособление будут осуществляться за счет средств, привлеченных ГМИИ им. А.С.Пушкина.

«У филиала наконец появится пространство, соответствующее статусу и возможностям Пушкинского, а во Владикавказе — объект культуры, отвечающий новейшим требованиям музейного экспонирования предметов искусства, в том числе из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина», — добавляет она.

В последнее время Пушкинский музей, получивший сеть филиалов упраздненного ГЦСИ в 2020 году, активизировал предоставление произведений искусства из своих московских фондов региональным отделениям. Однако в каждом городе предметы приходится отбирать исходя из существующих условий экспонирования. Во Владикавказе, в арендованном пространстве на улице Никитина, 22, из-за отсутствия музейного климата можно показывать в основном лишь видео-арт и другие новые медиа. Такова текущая выставка — «Границы сновидений» (до 2 июня), сделанная в рамках программы ГМИИ им. А.С.Пушкина «Медиаокна».

«Новая политика, которую ведет Пушкинский в регионах России, подразумевает более серьезное присутствие музея в тех местах и в тех частях страны, где располагаются его филиалы — Балтийский, Северо-Западный, Волго-Вятский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский. Мы с коллегами в данный момент пересматриваем стратегию развития филиалов. Музею, безусловно, нужны постоянные „места прописки“, стационарные пространства, потому что часть нашей новой политики — организация музейных выставок с включением экспонатов из нашей коллекции. Такие проекты музей проводит на партнерских музейных площадках, но в первую очередь нам важно организовывать подобные выставки именно на „наших местах“», — рассказала нам директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева.

Инсталляция одной из участниц проводимой филиалом подростковой арт-резиденции Alanica Teens.  Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Инсталляция одной из участниц проводимой филиалом подростковой арт-резиденции Alanica Teens.
Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

История поисков Северо-Кавказским филиалом своего постоянного обиталища — долгая и драматическая. Еще до его официального основания, в 2011 году, правительством Северной Осетии — Алании по договору безвозмездного срочного пользования музею было передано для нужд филиала здание бывшего выставочного центра «Иртекс», находившееся в исторической части города — в Центральном парке им. К.Л.Хетагурова, любимом месте горожан и приезжих.

Здание находилось в плохом состоянии. По заказу Республики Северная Осетия — Алания была разработана и безвозмездно передана проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания. Архитектурный проект Юрия Аввакумова включал выставочное пространство площадью 1800 кв. м, оборудованное в соответствии с современными техническими требованиями, киноконцертный зал, книжный магазин, помещение для занятий с детьми, фонотеку, медиатеку, студию звукозаписи, видео- и фотостудию, летний кафетерий. Реализация данного проекта предусматривалась за счет средств федерального бюджета. В октябре 2013 года ГЦСИ по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации осуществил первый этап работ по капитальному ремонту, а в 2014 году в связи с отсутствием финансирования дальнейшая реализация проекта была остановлена. В 2018 году уже новый состав правительства республики расторг договор в одностороннем порядке. Руинированное здание было снесено, на его месте в последние годы располагается клумба. Этой весной именно на этом месте символично разместилась инсталляция одной из участниц проводимой филиалом подростковой арт-резиденции Alanica Teens.

Новость из Владикавказа — не первое хорошее известие о развитии региональной сети Пушкинского, которой с апреля вместо Анны Гор занимается Диана Краузе. В сентябре 2023 года стало известно, что Сибирский филиал музея разместится в бывшем Доме офицеров Томска, который вскоре уйдет на реставрацию.

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+