18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Ленинградский ноль»: выставка внутри терема

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В Суздаль привезли артефакты ленинградского андерграунда из частных коллекций, демонстрирующие интерес «Новых художников» к теме пустоты, а также их умение создавать искусство практически из ничего (например, из старых футболок)

Основанное несколько лет назад в Суздале Творческое сообщество МИРА продолжает расширяться территориально и охватывать все новые и новые темы. Одно из зданий, входящих в его сферу, называется «Ларец». Снаружи это обычный деревенский дом, внутри — полноценная галерея современного искусства (но с курятником, правда бывшим). Это экспериментальная выставочная платформа, куратором которой выступает легендарный Андрей Бартенев, часто наведывающийся в Суздаль.

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

С момента основания в «Ларце» прошло уже более десятка выставок. Текущий проект вполне достоин того, чтобы ради него специально приехать в город. Куратор — художник и искусствовед Андрей Хлобыстин, который, помимо всего прочего, на протяжении своей жизни успел побывать участником движения «Новые художники». Именно этому движению выставка и посвящена. Сегодня оно воспринимается как одно из самых интересных андерграундных явлений 1980–1990-х годов. Группа «Новые художники» — это Тимур Новиков и Борис Кошелохов, Иван Сотников и Сергей Бугаев, Андрей Крисанов и Сергей Шутов. И конечно, Георгий Гурьянов с Виктором Цоем. Однако, как говорит куратор, выставка демонстрирует не столько само движение, сколько «его шлейф, подобный хвосту пролетевшей кометы».

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

Первой акцией «Новых художников» в 1982 году стал «Ноль-объект». Тогда Новиков и Сотников объявили таким объектом дырку в развеске на стенде выставки, чем сначала вызвали скандал. Именно этот ноль и взят в качестве темы выставки, составленной из работ из личной коллекции Хлобыстина и собрания МИРА. Тема ноля после этого стала одной из самых любимых у богемы. Возникла целая «ноль-культура»: «ноль-музыка» и исполнявший ее «ноль-оркестр», «ноль-балет», «ноль-теория», «ноль-литература». Ноль был прозвищем, которым Цой именовал Новикова, на что тот отвечал ему, что фамилия Цой сама является нолем, обрамленным буквами «ц» и «й».

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

Комнаты галереи прямо-таки набиты произведениями, приобретающими особенно уютную интонацию из-за стен сруба, на которых они экспонируются. Мешанина разнообразных жанров и техник воссоздает ощущение изобилия жизненной энергии ленинградцев. Умение «Новых художников» создавать искусство практически из ничего удивляет и сегодня. Живопись, графика, а еще граффити, коллажи, текстильное искусство, афиши, видео-арт (назовем этим громким словом клипы для советского телевидения), самодельные книги, гипсовый слепок с лица Тимура Новикова в стиле Меркурова и множество других объектов. Включая «утюгон» — протосинтезатор в русском духе, сделанный из чугунных утюгов. Терем при этом наполнен шумом от закольцованных музыкальных фраз из рок-хитов тех лет, которые дополнительно подчеркивают лейтмотив и название выставки. 

Выставочная платформа «Ларец»
«Ленинградский ноль»
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+