18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Ленинградский ноль»: выставка внутри терема

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В Суздаль привезли артефакты ленинградского андерграунда из частных коллекций, демонстрирующие интерес «Новых художников» к теме пустоты, а также их умение создавать искусство практически из ничего (например, из старых футболок)

Основанное несколько лет назад в Суздале Творческое сообщество МИРА продолжает расширяться территориально и охватывать все новые и новые темы. Одно из зданий, входящих в его сферу, называется «Ларец». Снаружи это обычный деревенский дом, внутри — полноценная галерея современного искусства (но с курятником, правда бывшим). Это экспериментальная выставочная платформа, куратором которой выступает легендарный Андрей Бартенев, часто наведывающийся в Суздаль.

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

С момента основания в «Ларце» прошло уже более десятка выставок. Текущий проект вполне достоин того, чтобы ради него специально приехать в город. Куратор — художник и искусствовед Андрей Хлобыстин, который, помимо всего прочего, на протяжении своей жизни успел побывать участником движения «Новые художники». Именно этому движению выставка и посвящена. Сегодня оно воспринимается как одно из самых интересных андерграундных явлений 1980–1990-х годов. Группа «Новые художники» — это Тимур Новиков и Борис Кошелохов, Иван Сотников и Сергей Бугаев, Андрей Крисанов и Сергей Шутов. И конечно, Георгий Гурьянов с Виктором Цоем. Однако, как говорит куратор, выставка демонстрирует не столько само движение, сколько «его шлейф, подобный хвосту пролетевшей кометы».

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

Первой акцией «Новых художников» в 1982 году стал «Ноль-объект». Тогда Новиков и Сотников объявили таким объектом дырку в развеске на стенде выставки, чем сначала вызвали скандал. Именно этот ноль и взят в качестве темы выставки, составленной из работ из личной коллекции Хлобыстина и собрания МИРА. Тема ноля после этого стала одной из самых любимых у богемы. Возникла целая «ноль-культура»: «ноль-музыка» и исполнявший ее «ноль-оркестр», «ноль-балет», «ноль-теория», «ноль-литература». Ноль был прозвищем, которым Цой именовал Новикова, на что тот отвечал ему, что фамилия Цой сама является нолем, обрамленным буквами «ц» и «й».

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

Комнаты галереи прямо-таки набиты произведениями, приобретающими особенно уютную интонацию из-за стен сруба, на которых они экспонируются. Мешанина разнообразных жанров и техник воссоздает ощущение изобилия жизненной энергии ленинградцев. Умение «Новых художников» создавать искусство практически из ничего удивляет и сегодня. Живопись, графика, а еще граффити, коллажи, текстильное искусство, афиши, видео-арт (назовем этим громким словом клипы для советского телевидения), самодельные книги, гипсовый слепок с лица Тимура Новикова в стиле Меркурова и множество других объектов. Включая «утюгон» — протосинтезатор в русском духе, сделанный из чугунных утюгов. Терем при этом наполнен шумом от закольцованных музыкальных фраз из рок-хитов тех лет, которые дополнительно подчеркивают лейтмотив и название выставки. 

Выставочная платформа «Ларец»
«Ленинградский ноль»
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+