18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Будущий Берлин Модерн открещивается от ярлыка «убийцы климата»

Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля. Фото: Herzog & de Meuron/Katharina Sieverding
Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля.
Фото: Herzog & de Meuron/Katharina Sieverding
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Строительство здания, в котором должен разместиться новый музей современного искусства, уже началось, но его проект давно критикуют за несоответствие экологическим требованиям. Изменения теперь вносят на ходу

Проект нового берлинского музея современного искусства, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный и даже называли «убийцей климата» за неудачный дизайн здания, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития».

Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля. Но строительство уже идет полным ходом — музей по проекту швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей.

Проект музея, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития». Фото: Herzog & de Meuron
Проект музея, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития».
Фото: Herzog & de Meuron

Хотя по плану Берлин Модерн распахнет двери не раньше 2027 года, он давно привлекает к себе внимание. В 2022 году из-за событий на Украине и надвигающегося дефицита газа и нефти возмущение публики вызывали «аппетиты» здания, которое требовало огромных энергетических ресурсов. Так, Стефан Саймон, ученый и реставратор, глава исследовательской лаборатории Rathgen, в одном из интервью даже назвал проект «самым неэкологичным зданием за всю историю государственных музеев».

В конце 2019 года, когда был заложен первый камень тогда еще Музея ХХ века, пост министра культуры в Германии впервые достался представительнице партии зеленых — Клаудии Рот. Кроме того, назначили нового директора музея — им стал Клаус Бизенбах, известный искусствовед и куратор, основатель Берлинской биеннале, в недавнем прошлом директор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе. Оба объявили курс на экологичность и устойчивость приоритетным для нового музея.

Строительство идет полным ходом — музей сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей. Фото: Alexander Ludwig Obst & Marion Schmieding / Bundesbau Baden-Württemberg / SPK
Строительство идет полным ходом — музей сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей.
Фото: Alexander Ludwig Obst & Marion Schmieding / Bundesbau Baden-Württemberg / SPK

Клаудия Рот, по инициативе которой в прошлом году были составлены новые экологические рекомендации для немецких музеев, позволяющие достичь углеродной нейтральности к 2045 году, заявила, что хотела бы видеть Берлин Модерн «образцом в области устойчивого развития». Бизенбах соглашается с ней: «Изменение климата — острая, постоянно усиливающаяся проблема. Мы смогли переосмыслить здание с учетом новых замечаний и требований».

Экологическая реконструкция потребует добавить еще €10 млн к бюджету проекта, и без того немалому — €550 млн. Среди новшеств, например, установка на крыше солнечных батарей площадью 4 тыс. кв. м и уменьшение огромной входной группы. Оборудование для климат-контроля будет установлено только в выставочных залах; это снизит энергопотребление музея примерно на 20%.

Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств). Фото: Herzog & de Meuron
Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств).
Фото: Herzog & de Meuron

Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств). По словам Бизенбаха, благодаря нынешнему проекту этот комплекс станет для центра Берлина «культурным садом»: соседний парк Тиргартен соединится с каналом на южной стороне Новой национальной галереи.

Несмотря на провозглашенную политику музея, Стефан Саймон настроен скептически. «Нормы энергопотребления здания по-прежнему зашкаливают, — говорит он. — Я почти уверен, что через пять-десять лет об этом придется пожалеть. Похоже, единственное, что эволюционирует в нашей стране, — это гринвошинг („зеленый пиар“, создание ложного представления об экологичности продукта или услуги. — TANR)». Сам Бизенбах не исключает дальнейших изменений в конструкции здания. «Мы находимся в процессе доработок — учимся на практике. Конечно, мы пока не видим всех проблем», — признает он. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+