18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Будущий Берлин Модерн открещивается от ярлыка «убийцы климата»

Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля. Фото: Herzog & de Meuron/Katharina Sieverding
Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля.
Фото: Herzog & de Meuron/Katharina Sieverding
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Строительство здания, в котором должен разместиться новый музей современного искусства, уже началось, но его проект давно критикуют за несоответствие экологическим требованиям. Изменения теперь вносят на ходу

Проект нового берлинского музея современного искусства, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный и даже называли «убийцей климата» за неудачный дизайн здания, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития».

Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля. Но строительство уже идет полным ходом — музей по проекту швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей.

Проект музея, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития». Фото: Herzog & de Meuron
Проект музея, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития».
Фото: Herzog & de Meuron

Хотя по плану Берлин Модерн распахнет двери не раньше 2027 года, он давно привлекает к себе внимание. В 2022 году из-за событий на Украине и надвигающегося дефицита газа и нефти возмущение публики вызывали «аппетиты» здания, которое требовало огромных энергетических ресурсов. Так, Стефан Саймон, ученый и реставратор, глава исследовательской лаборатории Rathgen, в одном из интервью даже назвал проект «самым неэкологичным зданием за всю историю государственных музеев».

В конце 2019 года, когда был заложен первый камень тогда еще Музея ХХ века, пост министра культуры в Германии впервые достался представительнице партии зеленых — Клаудии Рот. Кроме того, назначили нового директора музея — им стал Клаус Бизенбах, известный искусствовед и куратор, основатель Берлинской биеннале, в недавнем прошлом директор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе. Оба объявили курс на экологичность и устойчивость приоритетным для нового музея.

Строительство идет полным ходом — музей сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей. Фото: Alexander Ludwig Obst & Marion Schmieding / Bundesbau Baden-Württemberg / SPK
Строительство идет полным ходом — музей сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей.
Фото: Alexander Ludwig Obst & Marion Schmieding / Bundesbau Baden-Württemberg / SPK

Клаудия Рот, по инициативе которой в прошлом году были составлены новые экологические рекомендации для немецких музеев, позволяющие достичь углеродной нейтральности к 2045 году, заявила, что хотела бы видеть Берлин Модерн «образцом в области устойчивого развития». Бизенбах соглашается с ней: «Изменение климата — острая, постоянно усиливающаяся проблема. Мы смогли переосмыслить здание с учетом новых замечаний и требований».

Экологическая реконструкция потребует добавить еще €10 млн к бюджету проекта, и без того немалому — €550 млн. Среди новшеств, например, установка на крыше солнечных батарей площадью 4 тыс. кв. м и уменьшение огромной входной группы. Оборудование для климат-контроля будет установлено только в выставочных залах; это снизит энергопотребление музея примерно на 20%.

Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств). Фото: Herzog & de Meuron
Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств).
Фото: Herzog & de Meuron

Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств). По словам Бизенбаха, благодаря нынешнему проекту этот комплекс станет для центра Берлина «культурным садом»: соседний парк Тиргартен соединится с каналом на южной стороне Новой национальной галереи.

Несмотря на провозглашенную политику музея, Стефан Саймон настроен скептически. «Нормы энергопотребления здания по-прежнему зашкаливают, — говорит он. — Я почти уверен, что через пять-десять лет об этом придется пожалеть. Похоже, единственное, что эволюционирует в нашей стране, — это гринвошинг („зеленый пиар“, создание ложного представления об экологичности продукта или услуги. — TANR)». Сам Бизенбах не исключает дальнейших изменений в конструкции здания. «Мы находимся в процессе доработок — учимся на практике. Конечно, мы пока не видим всех проблем», — признает он. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+