18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Поговорим начистоту: оценивая прошлое Королевской академии

Фрагмент скульптурной композиции Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенной во дворе Королевской академии художеств.  Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland
Фрагмент скульптурной композиции Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенной во дворе Королевской академии художеств.
Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Сборник статей и очерков под новым углом рассматривает роль академии в создании эстетического канона, основанного на идеях империализма и рабовладения. Сама же академия инициировала книгу «Переплетенные прошлые» и проведение одноименной выставки

Сборник «Переплетенные прошлые с 1768 года по настоящее время» и одноименную выставку, которую он сопровождает (Лондон, Королевская академия художеств, до 28 апреля), можно назвать межевым знаком, вехой или даже сигнальным маяком постепенно формирующегося ландшафта изданий, экспозиций и дискуссий, которые предлагают критический взгляд на колониальное прошлое искусства. Как понятно уже из названия, разбираемые в книге сюжеты переплетены с историей самой Королевской академии, начиная с ее основания в 1768 году группой из 34 художников из Британии, Ирландии, Европы и Америки, во главе которой стоял Джошуа Рейнолдс (1723–1792).

Entangled Pasts 1768 — now: Art, Colonialism and Change / Esther Chadwick, Cora Gilroy-Ware, Sarah Lea, Dorothy Price; section introductions by Alayo Akinkugbe, Sarah Lea, Rose Thompson. Royal Academy of Arts. 192 с.: 125 цв. ил. £25. На английском языке
Entangled Pasts 1768 — now: Art, Colonialism and Change / Esther Chadwick, Cora Gilroy-Ware, Sarah Lea, Dorothy Price; section introductions by Alayo Akinkugbe, Sarah Lea, Rose Thompson. Royal Academy of Arts. 192 с.: 125 цв. ил. £25. На английском языке

Предисловие к сборнику кураторы выставки Дороти Прайс и Сара Леа открывают вопросом по существу: «Что для Королевской академии значит организовать в 2024 году выставку, посвященную ее собственной роли в становлении канона западного искусства в контексте британского колониализма, империи и рабовладения?» Затем, держа в уме разнообразные роли, которые играла академия на протяжении своей истории, они цитируют писательницу и поэтессу Одри Лорд: «Орудия хозяина никогда не разрушат хозяйский дом». И все же их книга, идущая вразрез с устоявшимся историческим нарративом Королевской академии, в некотором смысле делает именно это — и именно в этом заключается ее ценность. В книге используется тот же подход, что и в экспозиции: исторические и современные произведения объединяются таким образом, чтобы вторые раскрывали первые, существенно углубляя и расширяя понимание колониальной истории Британии.

Эпиграфом к выставке «Переплетенные прошлые» служит скульптурная композиция Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенная во дворе Королевской академии художеств. Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland
Эпиграфом к выставке «Переплетенные прошлые» служит скульптурная композиция Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенная во дворе Королевской академии художеств.
Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland

Империя на допросе

В этом щедро проиллюстрированном сборнике можно выделить два крупных блока: четыре статьи, включая введение, и каталог, четко и ясно структурирующий материал. За ними следует раздел кратких биографий художников и их моделей. Он играет ключевую роль для понимания аргументов и позиций, которые представляют Прайс, Леа и другие авторы: Алайо Акинкугбе, Кора Гилрой-Уэр, Роуз Томпсон, Эстер Чадвик. Каталог, в свою очередь, делится на три тематических раздела, каждый из которых включает два-три кратких эссе. Искусный выбор тем: «Места силы», «Красота и различие», «Пересекая океан» — дает авторам возможность выстроить свой анализ империи, колониализма и искусства в действительно новаторской перспективе.

К примеру, в рамках темы «Места силы» Леа анализирует зазор между индивидуальным портретом и изображением обобщенного типажа. В 1773 году Филлис Уитли стала первой афроамериканкой, опубликовавшей сборник стихотворений, одно из которых было посвящено художнику «С.М.» (предположительно Сципио Мурхеду, чьих произведений не сохранилось). Теперь Мурхед обрел лицо на картине художника Керри Джеймса Маршалла «Сципио Мурхед. Портрет самого себя, 1776» (2007).

Керри Джеймс Маршалл. «Сципио Мурхед. „Портрет самого себя“. 1776». 2007.
Керри Джеймс Маршалл. «Сципио Мурхед. „Портрет самого себя“. 1776». 2007.

Столпами британского колониализма были кораблестроение и мореплавание, и инсталляция Хью Лока «Армада» (2017–2019) объединяет модели кораблей из разных эпох и мест. В этом пространстве вчерашний беженец может быть сегодняшним гражданином. Члены Королевской академии, в том числе Эдвард Пенни, ее первый преподаватель живописи, зарабатывали на заказах Ост-Индской компании (1600–1874). Близнецы Сингх исследуют эти отношения через анализ рабства, конфликта, потребления элитных товаров и культурного обмена в ретроспективе текстильного экспорта Индии в серии «Рабы моды», в том числе в работе «Индианки: расширенный треугольник» (2018).

Во втором тематическом разделе, «Красота и различие», Леа рассматривает колониальную политику через ландшафт и архитектуру. Ландшафтная живопись занимает почетное место в традиции Королевской академии, в том числе благодаря таким именам, как Томас Гейнсборо, Джон Констебл и Уильям Тёрнер. В «Виде на залив Оайтепеа, Таити» (1776) Уильям Ходжес изображает Таити как женственное пространство сексуальной доступности, а в своей дипломной работе «Гхаты в Варанаси» (1787) использует эстетический «фильтр», придавая изображению классицистические черты.

Хелен Галлахер. Whale Falls. 2017.  Фото: Ernst Moritz/Ellen Gallagher. Courtesy the artist and Hauser & Wirth
Хелен Галлахер. Whale Falls. 2017.
Фото: Ernst Moritz/Ellen Gallagher. Courtesy the artist and Hauser & Wirth

Последний раздел, «Пересекая океан», открывается сильной статьей Томпсон «Водное величие». Она посвящена утраченным в океане жизням порабощенных людей, и отсюда автор проводит прямую линию к самой большой галерее Королевской академии, называя ее «местом оплакивания и размышления об этих жизнях, соединяющим прошлое и будущее для изучения длящихся последствий Среднего пути». Средним путем называется маршрут, по которому порабощенных людей из Африки везли в Северную и Южную Америку, одна из сторон британского торгового треугольника.

Занимая позицию

В качестве заключения Сара Леа задает вопрос: «Что теперь?» Возможный выход предлагает работа Олу Огуннаике «Я лучше постою» (2022). В своем творчестве художник исследует социальные, исторические и материальные свойства дерева. «Я лучше постою» имитирует форму четвертого постамента на Трафальгарской площади (который Огуннаике называет местом для «успешных художников»), изначально установленного в 1841 году, когда Королевская академия располагалась в одном здании с Национальной галереей. Постамент Огуннаике сделан из отходов «фальшивой» дешевой древесины (на самом деле это древесина элитных пород, использующихся для изготовления экспортной мебели, которую измельчили, чтобы она выглядела как временный строительный щит). Леа отмечает, что в этой работе соединяются история «коммерческого и морского могущества» Британии и «современная дискуссия о роли памятников в общественном пространстве». Поскольку Огуннаике — недавний выпускник Королевской академии, здесь мы, возможно, имеем дело со случаем, когда институция демонтирует саму себя изнутри.

Любейна Химид. «Называя деньги». 2004. Инсталляция в смешанной технике со звуком. Национальные музеи Ливерпуля, Международный музей рабства.  Фото: Stuart Whipps/Spike Island, Bristol. Photo:
Любейна Химид. «Называя деньги». 2004. Инсталляция в смешанной технике со звуком. Национальные музеи Ливерпуля, Международный музей рабства.
Фото: Stuart Whipps/Spike Island, Bristol. Photo:

Это лишь один из множества разбираемых в книге примеров, каждый из которых приглашает читателя в особое путешествие, в то же время внося вклад во всеохватный нарратив, говорящий о необходимости коллективного размышления о «переплетенных прошлых». В конечном счете эта книга — провокация и призыв к другим институциям сделать то же самое. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+