18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Предельно современно»: новаторство Сони Делоне

Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке. Фото: Bard Graduate Center
Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке.
Фото: Bard Graduate Center
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В экспозицию «Соня Делоне. Живое искусство» вошло две сотни работ, созданных художницей за карьеру, охватывающую период с 1910-х по 1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт

Художница-авангардистка Соня Делоне (1885–1979) с одинаковой легкостью пересекала что географические границы, что границы между изобразительным и декоративно-прикладным искусством. «Соблазн рассматривать ее богатое наследие через призму ее происхождения велик, но эта художница, родившаяся в Одессе и выросшая в Санкт-Петербурге, при жизни прямо говорила, что искусство не знает национальных и географических границ», — рассказывает Валерия Дорогова, одна из кураторов выставки «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре выпускников Бард-колледжа в Нью-Йорке.

Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).  Фото: Isabelle Bideau/Pracusa
Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).
Фото: Isabelle Bideau/Pracusa

Становление Делоне как художницы в значительной степени связано с Парижем и Западной Европой в целом. Богатые родственники поддерживали Соню Терк (такой псевдоним взяла себе Сара Штерн еще в юности), пока она получала художественное образование сначала в германском Карлсруэ, а затем во французской столице. Ее относят к числу художников Парижской школы. Ее вторым мужем был художник Робер Делоне, с которым они основали течение «орфизм». Робер, умерший в 1941 году, писал об искусстве жены, что оно «ничего не берет взаймы у прошлого и полностью отражает дух нашего времени». Дорогова обращает внимание на платье, которое в 1968 году реконструировали в модном доме Dior по эскизу, созданному Делоне в ­1920-х, и отмечает, что оно «предельно современно», а ее набивные ткани прекрасно подойдут и для «модных показов завтрашнего дня».

Соня Делоне.  Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.  Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa
Соня Делоне. Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.
Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa

Выставка рассказывает о новаторстве Сони Делоне и о том, какое важное место занимают ее смелые авангардные формы и яркие цвета в каноне модернизма. В экспозицию вошли две сотни работ, созданных ею за карьеру, охватывающую период с ­1910-х по ­1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт. Некоторые ключевые экспонаты приехали из таких институций, как Центр Помпиду и Музей городской моды во дворце Гальера в Париже.

Соня Делоне. Набор игрушек.  1913.  Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.  Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa
Соня Делоне. Набор игрушек. 1913. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.
Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa

Многие демонстрируются в США впервые, а другие, в том числе личный дневник 1967 года с выполненными гуашью композициями, вообще никогда прежде не выставлялись. Дневник предоставил на выставку художник Патрик Рейно, последний ныне живущий ассистент ее мастерской. Рейно также написал эпилог к 540-страничному каталогу выставки.  

Центр выпускников Бард-колледжа
«Соня Делоне. Живое искусство»
До 7 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+