18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Предельно современно»: новаторство Сони Делоне

Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке. Фото: Bard Graduate Center
Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке.
Фото: Bard Graduate Center
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В экспозицию «Соня Делоне. Живое искусство» вошло две сотни работ, созданных художницей за карьеру, охватывающую период с 1910-х по 1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт

Художница-авангардистка Соня Делоне (1885–1979) с одинаковой легкостью пересекала что географические границы, что границы между изобразительным и декоративно-прикладным искусством. «Соблазн рассматривать ее богатое наследие через призму ее происхождения велик, но эта художница, родившаяся в Одессе и выросшая в Санкт-Петербурге, при жизни прямо говорила, что искусство не знает национальных и географических границ», — рассказывает Валерия Дорогова, одна из кураторов выставки «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре выпускников Бард-колледжа в Нью-Йорке.

Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).  Фото: Isabelle Bideau/Pracusa
Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).
Фото: Isabelle Bideau/Pracusa

Становление Делоне как художницы в значительной степени связано с Парижем и Западной Европой в целом. Богатые родственники поддерживали Соню Терк (такой псевдоним взяла себе Сара Штерн еще в юности), пока она получала художественное образование сначала в германском Карлсруэ, а затем во французской столице. Ее относят к числу художников Парижской школы. Ее вторым мужем был художник Робер Делоне, с которым они основали течение «орфизм». Робер, умерший в 1941 году, писал об искусстве жены, что оно «ничего не берет взаймы у прошлого и полностью отражает дух нашего времени». Дорогова обращает внимание на платье, которое в 1968 году реконструировали в модном доме Dior по эскизу, созданному Делоне в ­1920-х, и отмечает, что оно «предельно современно», а ее набивные ткани прекрасно подойдут и для «модных показов завтрашнего дня».

Соня Делоне.  Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.  Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa
Соня Делоне. Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.
Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa

Выставка рассказывает о новаторстве Сони Делоне и о том, какое важное место занимают ее смелые авангардные формы и яркие цвета в каноне модернизма. В экспозицию вошли две сотни работ, созданных ею за карьеру, охватывающую период с ­1910-х по ­1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт. Некоторые ключевые экспонаты приехали из таких институций, как Центр Помпиду и Музей городской моды во дворце Гальера в Париже.

Соня Делоне. Набор игрушек.  1913.  Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.  Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa
Соня Делоне. Набор игрушек. 1913. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.
Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa

Многие демонстрируются в США впервые, а другие, в том числе личный дневник 1967 года с выполненными гуашью композициями, вообще никогда прежде не выставлялись. Дневник предоставил на выставку художник Патрик Рейно, последний ныне живущий ассистент ее мастерской. Рейно также написал эпилог к 540-страничному каталогу выставки.  

Центр выпускников Бард-колледжа
«Соня Делоне. Живое искусство»
До 7 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+