18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Почти весь обитаемый мир, преобразованный в орнаменты

Иллюстрация к книге Оуэна Джонса «Образцы китайских орнаментов» (издание 1867 года). Фото: Victoria and Albert Museum
Иллюстрация к книге Оуэна Джонса «Образцы китайских орнаментов» (издание 1867 года).
Фото: Victoria and Albert Museum
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Оливия Хорсфол Тёрнер, куратор лондонского Музея Виктории и Альберта, опубликовала подробное исследование творчества некогда влиятельного британского дизайнера Оуэна Джонса. Своего героя автор книги чрезвычайно ценит, хотя кое за что и журит

Имя Оуэна Джонса (1809–1874) в значительной степени забыто широкой публикой, хотя его книга «Грамматика орнамента» (1856) давно стала классической. Устранить несправедливость призван труд «Оуэн Джонс и Музей Виктории и Альберта: орнамент для новой эпохи», созданный Оливией Хорсфолл Тёрнер, старшим куратором архитектуры и дизайна V&A. Именно через призму этого музея рассматриваются все достижения главного героя. Хотя сегодня его именуют дизайнером, сам он считал себя в первую очередь архитектором, интересующимся искусством, полиграфией, прикладным дизайном и всем тем, что мы теперь называем теорией визуальной культуры.

Olivia Horsfall Turner. Owen Jones and the V&A: Ornament for a Modern Age. Lund Humphries. 160 с.: 150 ил. £35. На английском языке
Olivia Horsfall Turner. Owen Jones and the V&A: Ornament for a Modern Age. Lund Humphries. 160 с.: 150 ил. £35. На английском языке

Эта книга не биография, и личность Джонса во многом остается загадкой. Сын валлийского антиквара, он поступил в ученики к архитектору Льюису Вальями в возрасте 16 лет, а после своего 21-летия отправился в серию путешествий по Южной Европе; однако объяснений, каким образом он смог позволить себе эти дорогостоящие грандиозные туры, у нас по-прежнему нет. Биографические упущения понятны, поскольку документальных свидетельств о жизни Джонса сохранилось очень мало. Он не имел детей, которым мог бы что-то завещать, а жена сразу после смерти мужа продала все содержимое его кабинета и библио­теки на аукционе Sotheby’s.

Не вдаваясь в описание жизни своего героя, автор книги сосредотачивается на его трудах и воззрениях. Исследования прошлого у Джонса всегда были сопряжены с «яростной приверженностью инновациям и современности». Слово «современность» встречается у него часто, но отнюдь не применительно к викторианской готике Огастеса Пьюджина и Джорджа Гилберта Скотта — «на редкость провальной», по мнению Джонса. Он твердо верил в то, что архитекторы и дизайнеры обязаны не следовать историческим образцам, а «стремиться идти вперед, терпеливо развивая великие принципы, выработанные опытом и практикой прежних эпох».

Автор книги ожидаемо уделяет много места рассмотрению целей и успеха «Грамматики орнамента» — увлекательного, красочного, порой сумбурного сборника мировых стилей. Джонс признавался, что публикация не задумывалась им как систематическая и всеобъемлющая, он лишь стремился исследовать взаимосвязи между искусством, обществом, религией и природой. Его точка зрения насчет того, что художественное изображение должно отталкиваться от природы, но избегать натурализма и иллюзорности, несомненно, повлияла на Уильяма Морриса и движение «Искусства и ремесла», а впоследствии и на дизайнеров ХХ века.

Иллюстрации к древнеегипетскому разделу книги Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1910 года). Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрации к древнеегипетскому разделу книги Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1910 года).
Фото: Wikimedia Commons

Хорсфолл Тёрнер не ограничивает свое исследование «Грамматикой...». Большая глава посвящена интерьерам (ныне, к сожалению, утраченным), которые Джонс создал для Южного (Ориентального) дворика Музея Виктории и Альберта.

А еще четверть книги посвящена его «Образцам китайских орнаментов» (1867). Правда, впечатление от исследования и отчасти изобличения этого труда несколько меркнет из-за того, что Оливия Хорсфолл Тёрнер сама же и признает: «Образцы...» вышли тиражом всего 300 экземпляров, рецензии оказались малочисленными и прохладными, то есть влияние этой книги на современников Джонса не стоит переоценивать.

Так или иначе, обращаясь к его китайским проектам, а также взглядам на любое незападное искусство, автор не уклоняется от неизбежно острой тематики. Оуэн Джонс, как и другие европейцы, знал о Китае настолько мало, что «китайские» образцы и комментарии у него основывались главным образом на расовых стереотипах и снисходительных, чрезмерно типичных предположениях.

Тем любопытнее, что Джонс все же делает вывод: многие произведения, вывезенные англо-французскими войсками из Старого Летнего дворца китайских императоров в Пекине в 1860 году, «были интегрированы в более широкие культурные нарративы, включая реформу дизайна».

Иллюстрации к книге Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1856 года). Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрации к книге Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1856 года).
Фото: Wikimedia Commons

Аналогичным образом — хотя сегодня невозможно не морщиться при чтении первой главы «Грамматики...», озаглавленной «Орнамент диких племен», — связанные с ней иллюстрации Джонса представляют собой удивительно успешное слияние незападных, хотя и культурно присвоенных, мотивов с динамично развивающимися заповедями британских реформаторов дизайна 1850-х годов.

В своем анализе имперского контекста Хорсфолл Тёрнер восхитительно несентиментальна и категорична. При этом ее книга успешно балансирует на грани научной скрупулезности и весьма доступного изложения материала. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+