18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Почти весь обитаемый мир, преобразованный в орнаменты

Иллюстрация к книге Оуэна Джонса «Образцы китайских орнаментов» (издание 1867 года). Фото: Victoria and Albert Museum
Иллюстрация к книге Оуэна Джонса «Образцы китайских орнаментов» (издание 1867 года).
Фото: Victoria and Albert Museum
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Оливия Хорсфол Тёрнер, куратор лондонского Музея Виктории и Альберта, опубликовала подробное исследование творчества некогда влиятельного британского дизайнера Оуэна Джонса. Своего героя автор книги чрезвычайно ценит, хотя кое за что и журит

Имя Оуэна Джонса (1809–1874) в значительной степени забыто широкой публикой, хотя его книга «Грамматика орнамента» (1856) давно стала классической. Устранить несправедливость призван труд «Оуэн Джонс и Музей Виктории и Альберта: орнамент для новой эпохи», созданный Оливией Хорсфолл Тёрнер, старшим куратором архитектуры и дизайна V&A. Именно через призму этого музея рассматриваются все достижения главного героя. Хотя сегодня его именуют дизайнером, сам он считал себя в первую очередь архитектором, интересующимся искусством, полиграфией, прикладным дизайном и всем тем, что мы теперь называем теорией визуальной культуры.

Olivia Horsfall Turner. Owen Jones and the V&A: Ornament for a Modern Age. Lund Humphries. 160 с.: 150 ил. £35. На английском языке
Olivia Horsfall Turner. Owen Jones and the V&A: Ornament for a Modern Age. Lund Humphries. 160 с.: 150 ил. £35. На английском языке

Эта книга не биография, и личность Джонса во многом остается загадкой. Сын валлийского антиквара, он поступил в ученики к архитектору Льюису Вальями в возрасте 16 лет, а после своего 21-летия отправился в серию путешествий по Южной Европе; однако объяснений, каким образом он смог позволить себе эти дорогостоящие грандиозные туры, у нас по-прежнему нет. Биографические упущения понятны, поскольку документальных свидетельств о жизни Джонса сохранилось очень мало. Он не имел детей, которым мог бы что-то завещать, а жена сразу после смерти мужа продала все содержимое его кабинета и библио­теки на аукционе Sotheby’s.

Не вдаваясь в описание жизни своего героя, автор книги сосредотачивается на его трудах и воззрениях. Исследования прошлого у Джонса всегда были сопряжены с «яростной приверженностью инновациям и современности». Слово «современность» встречается у него часто, но отнюдь не применительно к викторианской готике Огастеса Пьюджина и Джорджа Гилберта Скотта — «на редкость провальной», по мнению Джонса. Он твердо верил в то, что архитекторы и дизайнеры обязаны не следовать историческим образцам, а «стремиться идти вперед, терпеливо развивая великие принципы, выработанные опытом и практикой прежних эпох».

Автор книги ожидаемо уделяет много места рассмотрению целей и успеха «Грамматики орнамента» — увлекательного, красочного, порой сумбурного сборника мировых стилей. Джонс признавался, что публикация не задумывалась им как систематическая и всеобъемлющая, он лишь стремился исследовать взаимосвязи между искусством, обществом, религией и природой. Его точка зрения насчет того, что художественное изображение должно отталкиваться от природы, но избегать натурализма и иллюзорности, несомненно, повлияла на Уильяма Морриса и движение «Искусства и ремесла», а впоследствии и на дизайнеров ХХ века.

Иллюстрации к древнеегипетскому разделу книги Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1910 года). Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрации к древнеегипетскому разделу книги Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1910 года).
Фото: Wikimedia Commons

Хорсфолл Тёрнер не ограничивает свое исследование «Грамматикой...». Большая глава посвящена интерьерам (ныне, к сожалению, утраченным), которые Джонс создал для Южного (Ориентального) дворика Музея Виктории и Альберта.

А еще четверть книги посвящена его «Образцам китайских орнаментов» (1867). Правда, впечатление от исследования и отчасти изобличения этого труда несколько меркнет из-за того, что Оливия Хорсфолл Тёрнер сама же и признает: «Образцы...» вышли тиражом всего 300 экземпляров, рецензии оказались малочисленными и прохладными, то есть влияние этой книги на современников Джонса не стоит переоценивать.

Так или иначе, обращаясь к его китайским проектам, а также взглядам на любое незападное искусство, автор не уклоняется от неизбежно острой тематики. Оуэн Джонс, как и другие европейцы, знал о Китае настолько мало, что «китайские» образцы и комментарии у него основывались главным образом на расовых стереотипах и снисходительных, чрезмерно типичных предположениях.

Тем любопытнее, что Джонс все же делает вывод: многие произведения, вывезенные англо-французскими войсками из Старого Летнего дворца китайских императоров в Пекине в 1860 году, «были интегрированы в более широкие культурные нарративы, включая реформу дизайна».

Иллюстрации к книге Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1856 года). Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрации к книге Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1856 года).
Фото: Wikimedia Commons

Аналогичным образом — хотя сегодня невозможно не морщиться при чтении первой главы «Грамматики...», озаглавленной «Орнамент диких племен», — связанные с ней иллюстрации Джонса представляют собой удивительно успешное слияние незападных, хотя и культурно присвоенных, мотивов с динамично развивающимися заповедями британских реформаторов дизайна 1850-х годов.

В своем анализе имперского контекста Хорсфолл Тёрнер восхитительно несентиментальна и категорична. При этом ее книга успешно балансирует на грани научной скрупулезности и весьма доступного изложения материала. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+