18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Лондонский Музей дома станет еще ближе к людям

Интерье­р 1745 года. Фото: Museum of home
Интерье­р 1745 года.
Фото: Museum of home
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Постоянная экспозиция под названием «Интерьеры разных эпох» существует здесь больше столетия и пользуется неизменной популярностью. Однако настало время ее обновлять, и этот процесс решено начать с интерьеров XX века

Любимый многими Музей дома, или Музей Джеффри, что занимает сразу несколько зданий в георгианском стиле — бывших богаделен — в лондонском районе Хокстон, вскоре преобразится. Здесь приступили к смене экспозиции в семи самых популярных залах. Упакованы и вывезены сотни предметов мебели, украшения, посуда, игрушки, ковры, белый пластиковый телефон 1970-х годов и портативный CD-плеер 1990-х.

Интерье­ры 1990-х. Фото: Museum of home
Интерье­ры 1990-х.
Фото: Museum of home

«Интерьеры разных эпох» вновь откроются для посетителей этим летом. Новая экспозиция должна объемнее отразить атмосферу оживленного, многонационального лондонского района, в котором бенгальцы, ирландцы и другие иммигранты, а также художники и студенты сдерживают натиск девелоперов, разглядевших потенциал территории.

Галерея «Интерьеры разных эпох» появилась еще в 1914 году, когда несколько бывших богаделен передали музею мебели. Целью экспозиции было продемонстрировать ремесленникам, занимавшимся мебельным производством в районе Ист-Энд, как менялись эстетические требования к их изделиям. В нескольких залах была воссоздана обстановка жилищ представителей разных сословий за четыре столетия. Нынешняя переделка не затронет интерьеры 1630–1830-х годов и коснется лишь более поздних залов, которые открылись в 1990-х. «Экспозиции уже более 20 лет, и она устарела — элементарно отстала от времени», — говорит куратор музея Луи Платман.

Интерье­р 1630-х. Фото: Museum of home
Интерье­р 1630-х.
Фото: Museum of home

Исторические залы, представляющие образцы убранства с начала XVII по начало ХХ века, обставлены роскошно: изысканная мебель, текстиль, серебро, фарфор и стекло. Но, по словам Платмана, есть одна общая черта и общая проблема — «доминирование в нарративе белых и представителей среднего класса». Это особенно бросается в глаза в залах, посвященных XVIII и XIX векам: здесь столы из красного дерева, бархатные кресла, серебряные чаши для пунша.

Интерье­р 1830-х. Фото: Museum of home
Интерье­р 1830-х.
Фото: Museum of home

В цокольном пространстве музея, посвященном 2021 году, куда более разнообразный набор предметов обстановки, шире социальный и этнический диапазон экспонатов — есть даже записи голосов эпохи. Контраст между экспозициями стал раздражающе очевидным: посетители оживленно общаются внизу, а наверху, как правило, бродят, зевая, в полной тишине.

«Мы собираемся это исправить, — говорит Платман. — Добавим музыку и записи голосов, чтобы оживить пространства». Одним из первых преображение коснется галереи с обстановкой конца XIX века. После пере­устройства она будет посвящена феномену айя — индийских нянь, переехавших в Англию вместе с семьями работодателей. Саундтреком экспозиции станут голоса женщин, исполняющих песни своих родных деревень — эти мелодии они привезли с собой и ими в холодной и далекой стране убаюкивали английских детей.

Реконструк­ция парадной комнаты лон­донского писателя и драма­турга Майкла Макмиллана. 1970-е. Фото: Museum of home
Реконструк­ция парадной комнаты лон­донского писателя и драма­турга Майкла Макмиллана. 1970-е.
Фото: Museum of home

Одним из источников вдохновения для создателей новой экспозиции служит зал 1978 года — реконструкция парадной комнаты лондонского писателя и драматурга карибского происхождения Майкла Макмиллана — со стенами с оранжевыми обоями, увешанными фарфоровыми тарелками и фотографиями из семейного архива, с гигантской радиолой и ковром с цветочным узором. Это один из самых популярных интерьеров XX века. Здесь всегда оживленно: многие посетители с детства помнят такие ретрогостиные, что были даже в небольших домах и квартирах.

Местные сообщества, включая еврейскую, бенгальскую, ирландскую и вьетнамскую общины, принимают активное участие в создании новой экспозиции. Интерьер типичной ирландской спальни 1950-х годов уже поменяли после выставки в Лондонском ирландском центре, где напомнили о былой роскоши напольных ковров.

Интерье­р 1915 года. Фото: Museum of home
Интерье­р 1915 года.
Фото: Museum of home

По словам Платмана, посетители регулярно интересуются: почему среди музейных интерьеров нет кухонь и ванных комнат? Решено восполнить этот пробел. В новой «Вьетнамской комнате» будет представлен процесс приготовления семейного обеда — со звуками и запахами. А в зале 1911 года воссоздадут обстановку квартиры работников ткацкой фабрики — евреев, которые готовятся к пятничному ужину. По сценарию они живут в одном из так называемых домов Ротшильда в когда-то колоритном квартале на востоке Лондона, построенных специально для еврейских переселенцев из Восточной Европы в конце XIX века и снесенных в 1980-х годах. Для Платмана этот проект во многом личный: его предки по отцовской линии были эмигрантами из Польши.

Интерье­р 1915 года. Фото: Museum of home
Интерье­р 1915 года.
Фото: Museum of home

Но не все так безмятежно в сегодняшней судьбе институции. В частности, продолжаются споры о Роберте Джеффри (1613–1703), богатом торговце, которому принадлежали эти богадельни, хотя формально он не имел никакого отношения к музею или его коллекциям. Статуя предпринимателя — оригинал начала XX века — до сих пор возвышается над главным входом. Как гласит табличка, которая дублируется в часовне, где установлен мемориал Джеффри, значительную часть состояния этот господин сколотил на крови: он поддерживал Восточноафриканскую компанию, которая занималась работорговлей. Местные активисты потребовали было демонтажа статуи, но тут разразился скандал с памятником Эдварду Колстону в Бристольской гавани — тогда власти заявили о намерении «сохранять и объяснять» подобные спорные монументы. Попечители музея пообещали в этом году вернуться к вопросу о статуе. Ее предлагают уже не демонтировать, а просто перенести в дальние залы. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+