18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Домашний Русский музей Павла Карабанова реконструируют в Кремле

Башмачки. Первая четверть XVIII в. Из собрания Оружейной палаты. Фото: Музеи Московского Кремля
Башмачки. Первая четверть XVIII в. Из собрания Оружейной палаты.
Фото: Музеи Московского Кремля
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Выставка в Музеях Московского Кремля посвящена коллекции древностей, собранных в конце XVIII — первой половине XIX века дворянином Павлом Карабановым, которую он позже завещал отечеству

В пространстве выставочных залов Патриаршего дворца и Успенской звонницы отчасти реконструирован домашний Русский музей Павла Карабанова (1767–1851), представителя древнего дворянского рода и одного из тех, кого в XIX веке называли «любителями родной истории».

Павел Карабанов. Фото: Wikimedia
Павел Карабанов.
Фото: Wikimedia

Коллекционер стал приобретать предметы российской древности еще в ­1790-е, раньше, чем это увлечение охватило русское общество на волне патриотического подъема 1812 года. Коллекция, формировавшаяся более полувека, состояла из икон, предметов прикладного искусства (в том числе драгоценной утвари и посуды, женских украшений XVII века), оружия, рукописей, старопечатных книг, графики.

Икона в окладе "Богоматерь Владимирская" Из собрания графов Мусиных-Пушкиных. Москва, Мастерские Кремля. Конец XVI – начало XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Икона в окладе "Богоматерь Владимирская" Из собрания графов Мусиных-Пушкиных. Москва, Мастерские Кремля. Конец XVI – начало XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Император Николай I, узнав о собрании, решил приобрести его. Карабанов не смог расстаться со своими коллекциями при жизни, однако завещал их отечеству. В 1851 году его частный музей был перевезен из московского особняка на Петровке в Оружейную палату. Это единственный случай в истории национальной сокровищницы, когда она получила в дар не один или несколько предметов, а целое собрание, отмечают в Музеях Московского Кремля.

Стакан. Из собрания П.Ф. Карабанова Согласно надписи, принадлежал Гаврииле Михайловичу Карабанову. Нюрнберг, 1569–1576. Мастер Венцель Ямнитцер. Фото: Музеи Московского Кремля
Стакан. Из собрания П.Ф. Карабанова Согласно надписи, принадлежал Гаврииле Михайловичу Карабанову. Нюрнберг, 1569–1576. Мастер Венцель Ямнитцер.
Фото: Музеи Московского Кремля

К сожалению, позже оно было разделено, и сейчас экспонаты пришлось собирать, помимо Оружейной палаты, из Эрмитажа, Русского музея, Российской национальной библиотеки.

Музеи Московского Кремля
«Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+