18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко

Мастер из Хартфорда. «Сова и битые птицы». Около 1605-1606. Фрагмент. Фото: Галерея Боргезе, Рим
Мастер из Хартфорда. «Сова и битые птицы». Около 1605-1606. Фрагмент.
Фото: Галерея Боргезе, Рим
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Об итальянской живописи XVII века рассказывает специалист из числа самых компетентных — искусствовед Виктория Маркова. И не просто рассказывает, а объясняет глубинные принципы и стилистические особенности этого искусства

Новая книга Виктории Марковой, главного научного сотрудника ГМИИ им. А.С.Пушкина и одного из ведущих отечественных специалистов по искусству Италии, рассказывает о живописи XVII века одновременно на примере глобальных проблем и конкретных произведений. Несмотря на многолетнюю активную деятельность Марковой, среди ее книг в основном каталоги выставок плюс, разумеется, научный каталог итальянской живописи ГМИИ, поэтому особенно приятно получить наконец новый теоретический научный труд.

Виктория Маркова. «Караваджо и другие. Проблемы итальянской живописи эпохи барокко». М.: Искусство — XXI век, 2023. 376 с., ил.
Виктория Маркова. «Караваджо и другие. Проблемы итальянской живописи эпохи барокко». М.: Искусство — XXI век, 2023. 376 с., ил.

Заглавием его послужила чуть измененная первая часть названия выставки «Караваджо и последователи: картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ имени А.С.Пушкина», прошедшей в Москве в 2015 году. Из ее же каталога взят третий очерк новой книги — «Караваджо и караваджисты». Фактически издание представляет собой сборник статей разных лет, начиная с 1980-х по сегодняшний день, однако составлено так продуманно, материал так подогнан и переработан, что книга не воспринимается соединением разрозненных текстов, а, наоборот, складывается в цельную логическую картину, значительно расширяющую представления читателя об итальянском искусстве XVII века.

Первый же текст, вступление от автора, представляет собой безусловную научную ценность и доносит до нас уникальную информацию. Фактически это мемуар Виктории Эммануиловны, рассказывающий об изменении восприятия искусства барокко на протяжении ее жизни. Мы узнаем о резко негативном отношении к этому направлению в советскую эпоху в период ее молодости, о том, как исследователям приходилось изворачиваться, чтобы заниматься любимой темой. Затем о постепенных изменениях в восприятии, о том, какой вклад в это внесли МГУ и ГМИИ. Приведены бесценные детали о личном восприятии барокко такими нашими мэтрами, как Виктор Гращенков и Борис Виппер. Последний, например, в бытность заместителем директора Пушкинского музея над головой в своем кабинете повесил брутальнейшую картину «Аполлон и Марсий» Луки Джордано, чем приводил посетителей в трепет. Параллельно Маркова показывает, как изменялось отношение к барокко — и отдельно к Караваджо — в западном искусствознании, очерчивая путь от почти забвения к триумфу наших дней.

Лука Джордано. «Любовь и Пороки обезоруживают. Правосудие». Середина 1660-х. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Лука Джордано. «Любовь и Пороки обезоруживают. Правосудие». Середина 1660-х.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Основной корпус книги делится на две части. Первая состоит из больших обзорных очерков — о Караваджо, Карраччи, караваджистах и Гверчино. Это, по сути, искусствоведческие исследования об их сопоставлении между собой, отношении к античной и ренессансной традиции, эволюции, месте на римском арт-рынке. Здесь же две статьи — «Мастер и мастерская» и «О „двух манерах“ художника барокко», прочесть которые необходимо всем, кто пытается по-настоящему понять загадки искусства барокко. В первом очерке подробно рассказывается о многолюдных «конвейерах», в которые превратились мастерские живописцев с громкими именами. Мы понимаем, насколько на широкую ногу была поставлена традиция, о которой хорошо известно со времен Тициана и которая сегодня создает столь большие проблемы искусствоведам, пытающимся отделить творчество мастера от работ его подмастерьев — идеальных копий. И видим, насколько распространенной практикой это было и как воспринималось обществом — покупателями произведений.

В очерке «О „двух манерах“…» затрагивается менее известный вопрос. Оказывается, многие из живописцев того времени, как отмечали их современники, имели два стиля письма. Манера менялась в зависимости от того, кому предназначалось произведение. Для заказчика «понимающего» художник писал «с легкостью и мастерством», а для людей с менее развитым вкусом создавал более отделанные картины. Маркова показывает, что, когда эксперт пытается установить хронологию работ мастера лишь на основе развития его стиля, не учитывая концепцию «двух манер», которые могли существовать параллельно, это приводит к ошибкам.

Паоло Порпора. «Натюрморт с грибами». Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Паоло Порпора. «Натюрморт с грибами».
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Вторая половина книги также состоит из старых статей, переработанных для новой публикации, и новейших текстов. Это уже не теоретическая, а практическая часть, в ней рассказывается об атрибуции конкретных произведений упомянутых ранее художников. Мы узнаем, какими именно методами были атрибутированы работы Аннибале Карраччи из Саратовского музея, Гвидо Рени из ГМИИ, Маттиа Прети из Ораниенбаума и другие произведения и какой вклад в их опознание внесла сама Виктория Маркова. Не являясь скрупулезной историей итальянской живописи эпохи барокко, книга плотно погружает читателя в этот материал, показывая и умозрительную работу искусствоведа, и прикладную. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+