18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Гипнотические ребусы Льва Повзнера в «Поле чудес»

«Незнакомка». Из серии «Трава». 2014. Фото: Alina Pinsky Gallery
«Незнакомка». Из серии «Трава». 2014.
Фото: Alina Pinsky Gallery

В экспозицию в Alina Pinsky Gallery вошли картины-ребусы, созданные художником с 1990-х по 2020-е. Это первая после долгого перерыва выставка мастера, звезда которого взошла на художественном небосклоне на излете оттепели

Лев Повзнер родился в 1939 году в Москве. В 1967-м окончил художественное отделение Московского полиграфического института и тогда же сблизился с художниками андерграунда, в частности с Евгением Измайловым и Михаилом Рогинским, лианозовской школой. Вместе с ними участвовал в квартирниках. А в 1975-м показал свои картины в Доме культуры ВДНХ на легендарном вернисаже, где свет увидели работы 145 нонконформистов, которые прежде не могли выставить свои произведения публично. После чего Лев Повзнер был принят в Горком графиков.

Лев Повзнер. «Три возраста». Из серии «Спрятанные лица». 1998. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. «Три возраста». Из серии «Спрятанные лица». 1998.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Уже тогда его интересовали старые мастера и сюрреалисты, которые строили свои картины на аллегориях-шифровках. А в 1998-м он создал первую собственную серию с «двойным дном» — под названием «Спрятанные лица». Кажется, перед нами березки и домики. Приглядываешься — и угадываешь в пейзаже женское лицо. Такой прием с сюжетами-обманками в духе Джузеппе Арчимбольдо и Сальвадора Дали сам автор называет «полиморфизмом».

Впрочем, в диалоге с художниками прошлого Лев Повзнер шифрует свое и по-своему. Его картины-иллюзии во многом пародийны, при этом в них заложены философия, постмодернистская игра, парадокс и интрига. «Предметы и фигуры, из которых складывается „спрятанное лицо“, не меняя своего вида, начинают играть роли частей этого лица, и „означаемое“ и „означающее“ входят в грубый оксюморонный контраст», — рассказал художник в интервью The Art Newspaper Russia. И добавил, что так «заключил пакт со счастьем».

Лев Повзнер. «Две собаки». Из серии «Cпрятанные лица». 2003. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. «Две собаки». Из серии «Cпрятанные лица». 2003.
Фото: Alina Pinsky Gallery

В свою очередь, Алина Пинская рассказала нам, что впервые увидела работы Льва Повзнера в 2018 году и тогда они произвели на нее большое впечатление. «Прямо впечатались в сознание», по ее словам.

«Но как галерист я была в тот момент охвачена другими задачами. Осенью 2023 года я стала активно интересоваться Повзнером — перерыла весь интернет. И попала под „гипноз“, уже на этой стадии. Соединил меня с ним Михаил Алшибая. Я ехала знакомиться со Львом Александровичем сразу с предложением выставки. Со мной обычно так не бывает. Мы посмотрели большой корпус работ. Я много раз приезжала в мастерскую. И каждый раз для меня это было в хорошем смысле „уходом от реальности“, настоящим погружением в уникальный визуальный язык художника», — сказала она.

Лев Повзнер. «Уехал!». Из серии «Поле чудес». 2019. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. «Уехал!». Из серии «Поле чудес». 2019.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Выставку «Поле чудес» откроют «оксюморонные контрасты» как раз из ранней серии «Спрятанные лица». Вместе с ней покажут последующие работы, тоже построенные на визуальной игре: из циклов «Трава» (2000–2010-е), «Шпигель» (2010-е) и самого свежего — «Поле чудес» (2018 — по настоящее время). Собственно, последняя из перечисленных серий и дала название всему проекту. Цикл отличается от остальных — по характеру и стилистике. Во-первых, написан он акрилом на авторском картоне в технике папье-маше большого формата, в то время как прежние работы были многим меньше по размеру. Во-вторых, здесь Повзнер шифрует в пейзажах или интерьерах не лица, а литературные «коды».

Путь от «Спрятанных лиц» к «Полю чудес» пройдет через серию «Трава», где в оптических иллюзиях и работах в жанре «картина в картине» подчеркнуто психоделическое начало, а главными «героями» становятся цветы. В следующей серии, «Шпигель», сюрреалистический эффект создается с помощью симметричного «отзеркаливания» одной половины изображения на другую. Одно объединяет все циклы — авторский метод, где художник как бы самоустраняется, предлагая нам сыграть в подмену как визуальных образов, так и смысловых понятий и ролей. При этом все произведения обладают чарующим гипнотическим эффектом, ведь каждый ребус требует внимательного рассматривания, соучастия зрителя, угадывания аллюзии и ее самостоятельной трактовки.

Лев Повзнер. Из серии «Шпигель». 2007–2011. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. Из серии «Шпигель». 2007–2011.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Говоря о том, по какому принципу отбирались работы для экспонирования и как было выбрано название выставки, Алина Пинская отметила, что названием «Поле чудес», по одной из серий художника, можно было объединить разные периоды его творчества. «На выставке будут показаны работы начиная с 1990-х годов — периода, когда художник, по его словам, отошел от романтики и определил себя как постмодерниста. Я решила сделать основой выставки серию „Спрятанные лица“. Это то, как мне кажется, с чего стоит начинать знакомство с Повзнером», — заключила она.

Alina Pinsky Gallery
«Поле чудес»
12 марта – 11 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+