18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Гипнотические ребусы Льва Повзнера в «Поле чудес»

«Незнакомка». Из серии «Трава». 2014. Фото: Alina Pinsky Gallery
«Незнакомка». Из серии «Трава». 2014.
Фото: Alina Pinsky Gallery

В экспозицию в Alina Pinsky Gallery вошли картины-ребусы, созданные художником с 1990-х по 2020-е. Это первая после долгого перерыва выставка мастера, звезда которого взошла на художественном небосклоне на излете оттепели

Лев Повзнер родился в 1939 году в Москве. В 1967-м окончил художественное отделение Московского полиграфического института и тогда же сблизился с художниками андерграунда, в частности с Евгением Измайловым и Михаилом Рогинским, лианозовской школой. Вместе с ними участвовал в квартирниках. А в 1975-м показал свои картины в Доме культуры ВДНХ на легендарном вернисаже, где свет увидели работы 145 нонконформистов, которые прежде не могли выставить свои произведения публично. После чего Лев Повзнер был принят в Горком графиков.

Лев Повзнер. «Три возраста». Из серии «Спрятанные лица». 1998. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. «Три возраста». Из серии «Спрятанные лица». 1998.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Уже тогда его интересовали старые мастера и сюрреалисты, которые строили свои картины на аллегориях-шифровках. А в 1998-м он создал первую собственную серию с «двойным дном» — под названием «Спрятанные лица». Кажется, перед нами березки и домики. Приглядываешься — и угадываешь в пейзаже женское лицо. Такой прием с сюжетами-обманками в духе Джузеппе Арчимбольдо и Сальвадора Дали сам автор называет «полиморфизмом».

Впрочем, в диалоге с художниками прошлого Лев Повзнер шифрует свое и по-своему. Его картины-иллюзии во многом пародийны, при этом в них заложены философия, постмодернистская игра, парадокс и интрига. «Предметы и фигуры, из которых складывается „спрятанное лицо“, не меняя своего вида, начинают играть роли частей этого лица, и „означаемое“ и „означающее“ входят в грубый оксюморонный контраст», — рассказал художник в интервью The Art Newspaper Russia. И добавил, что так «заключил пакт со счастьем».

Лев Повзнер. «Две собаки». Из серии «Cпрятанные лица». 2003. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. «Две собаки». Из серии «Cпрятанные лица». 2003.
Фото: Alina Pinsky Gallery

В свою очередь, Алина Пинская рассказала нам, что впервые увидела работы Льва Повзнера в 2018 году и тогда они произвели на нее большое впечатление. «Прямо впечатались в сознание», по ее словам.

«Но как галерист я была в тот момент охвачена другими задачами. Осенью 2023 года я стала активно интересоваться Повзнером — перерыла весь интернет. И попала под „гипноз“, уже на этой стадии. Соединил меня с ним Михаил Алшибая. Я ехала знакомиться со Львом Александровичем сразу с предложением выставки. Со мной обычно так не бывает. Мы посмотрели большой корпус работ. Я много раз приезжала в мастерскую. И каждый раз для меня это было в хорошем смысле „уходом от реальности“, настоящим погружением в уникальный визуальный язык художника», — сказала она.

Лев Повзнер. «Уехал!». Из серии «Поле чудес». 2019. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. «Уехал!». Из серии «Поле чудес». 2019.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Выставку «Поле чудес» откроют «оксюморонные контрасты» как раз из ранней серии «Спрятанные лица». Вместе с ней покажут последующие работы, тоже построенные на визуальной игре: из циклов «Трава» (2000–2010-е), «Шпигель» (2010-е) и самого свежего — «Поле чудес» (2018 — по настоящее время). Собственно, последняя из перечисленных серий и дала название всему проекту. Цикл отличается от остальных — по характеру и стилистике. Во-первых, написан он акрилом на авторском картоне в технике папье-маше большого формата, в то время как прежние работы были многим меньше по размеру. Во-вторых, здесь Повзнер шифрует в пейзажах или интерьерах не лица, а литературные «коды».

Путь от «Спрятанных лиц» к «Полю чудес» пройдет через серию «Трава», где в оптических иллюзиях и работах в жанре «картина в картине» подчеркнуто психоделическое начало, а главными «героями» становятся цветы. В следующей серии, «Шпигель», сюрреалистический эффект создается с помощью симметричного «отзеркаливания» одной половины изображения на другую. Одно объединяет все циклы — авторский метод, где художник как бы самоустраняется, предлагая нам сыграть в подмену как визуальных образов, так и смысловых понятий и ролей. При этом все произведения обладают чарующим гипнотическим эффектом, ведь каждый ребус требует внимательного рассматривания, соучастия зрителя, угадывания аллюзии и ее самостоятельной трактовки.

Лев Повзнер. Из серии «Шпигель». 2007–2011. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. Из серии «Шпигель». 2007–2011.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Говоря о том, по какому принципу отбирались работы для экспонирования и как было выбрано название выставки, Алина Пинская отметила, что названием «Поле чудес», по одной из серий художника, можно было объединить разные периоды его творчества. «На выставке будут показаны работы начиная с 1990-х годов — периода, когда художник, по его словам, отошел от романтики и определил себя как постмодерниста. Я решила сделать основой выставки серию „Спрятанные лица“. Это то, как мне кажется, с чего стоит начинать знакомство с Повзнером», — заключила она.

Alina Pinsky Gallery
«Поле чудес»
12 марта – 11 мая

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+