18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.  Фото:  Walters Art Museum
Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, где хранится одно из крупнейших собраний эфиопского искусства за пределами страны, проходит большая выставка, охватывающая 1750 лет искусства Африканского Рога

В экспозицию «Эфиопия на перепутье» вошло более 200 объектов, в том числе каменные скульптуры, старинные монеты, картины, запрестольные кресты, иллюминированные рукописи, свитки-обереги, плетеные предметы, а также произведения таких современных эфиопских художников, как Уосин Уорк Косроф, Аида Мулуне и Элиас Симе.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.  Фото:  Walters Art Museum
Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Объекты из Эфиопии составляют более трех четвертей выставки; для контекста их дополнили экспонатами из коптского Египта, Византии, Южной Аравии, Армении, Италии и Индии. Помимо христианских артефактов, в экспозицию вошли предметы, связанные с иудаизмом и исламом.

В дополнение к тому, что представлено на стендах, в залах раздают ароматические карточки с запахами, характерными для эфиопской культуры, в том числе с ароматом национальных блюд и «эфиопских рукописей». «Он очень специфический», — уверяет куратор Кристин Шакка, давно мечтавшая рассказать об огромной эфиопской коллекции Музея Уолтерса. Но каким образом эфиопское искусство вообще оказалось в Балтиморе?

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.  Фото:  Walters Art Museum
Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

В конце 1980-х — начале 1990-х должность помощника директора в Музее Уолтерса занимал Гэри Викан, византинист по образованию. Он решил, что выставка, посвященная искусству Эфиопии, сможет привлечь в музей большую эфиопскую диаспору и в целом чернокожее население Балтимора и соседнего Вашингтона. Выставка «Африканский Сион. Священное искусство Эфиопии» открылась в 1993 году и стала первым в истории США серьезным показом эфиопского искусства. Она пользовалась такой популярностью, что впоследствии отправилась в турне еще по семи американским музеям (нынешнюю экспозицию из Балтимора примут в Салеме в штате Массачусетс, а затем в Толидо в Огайо).

«После этого коллекционеры начали дарить нам эфиопское искусство, да и мы сами тоже приобретали работы», — поясняет Шакка. По ее словам, в университетские годы каталог выставки «Африканский Сион» служил ей учебным пособием. В 1994 году Викан стал директором музея и проработал в этой должности до 2013 года. Сегодня коллекция Музея Уолтерса насчитывает более 200 эфиопских артефактов и произведений искусства.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.  Фото:  Walters Art Museum
Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Как и «Африканский Сион», «Эфиопия на перепутье» призвана привлечь местную эфиопскую диаспору, но, в отличие от своей предшественницы 30 лет назад, в этот раз, скорее, на началах сотрудничества. По словам куратора, на протяжении шести лет, в течение которых велась подготовка выставки, музей регулярно проводил встречи с консультативными комитетами, куда входили местные эфиопы и американцы эфиопского происхождения. Больше всего беспокойства вызывал вопрос провенанса экспонатов.

«Готовя выставку, мы действовали предельно осторожно, — говорит Шакка. — Я бывала в музеях Великобритании, в собраниях которых находятся предметы, захваченные после битвы при Макдале, — мы не включили в свою экспозицию ни один из них». В результате захвата в 1868 году крепости Макдала британская армия вывезла из Эфиопии множество произведений искусства, в том числе знаменитую икону Kwer’ata Re’esu, которая сейчас находится в частной коллекции в Португалии. «У нас есть экспонаты, полученные во временное пользование из Британского музея, но ни один из них не связан с Макдалой», — уточняет Шакка. Выставка выиграла бы от включения этих работ, но закрыть глаза на их прошлое было невозможно. Коллекцию Музея Уолтерса тщательно проверили, информация о происхождении всех музейных экспонатов выложена в открытый доступ. В «Эфиопии на перепутье» понятию провенанса отвели целый стенд, объясняющий, что это такое и почему это так важно.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.  Фото:  Walters Art Museum
Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Один из любимых экспонатов Кристин Шакки — «большой пергамент конца XV века длиной 3,9 м, который складывается гармошкой, но на выставке экспонируется в раскрытом виде, как веер». Пергамент содержит изображения более 30 святых, по одной иконе на каждом сгибе. «До нас дошло всего шесть таких пергаментов», — рассказывает Шакка. Другой выдающийся экспонат относится уже к ХХ веку. Это мантия, принадлежавшая последнему императору Эфиопии Хайле Селассие. Потомок императора подарил мантию американскому дипломату, а тот передал ее в музей в 2003 году. «Мы выставляем ее впервые», — говорит Шакка и добавляет, что, поскольку в растафарианстве Хайле Селассие считается воплощением бога, мантия может привлечь в музей представителей этого религиозного движения.  

Художественный музей Уолтерса
Эфиопия на перепутье
До 3 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+