18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха

Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968. Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968.
Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет

Экспозиция состоит из четырех тематических разделов: «Пейзаж», «Портрет», «Труд», «Отдых». Содержание — советская живопись, из которой по возможности изгнана идеологическая составляющая. Пейзажи максимально нейтральны (с ними проще всего). Даже некоторые портреты подчеркнуто вне времени: «Женский портрет. В саду» Алексея Исупова написан в 1940-м, а дама на нем почти дореволюционная. И лишь жанровые полотна с неизбежностью несут на себе отпечаток времени, излучая неизменный оптимизм. Из 27 музеев страны кураторы отобрали более сотни работ советских мастеров. Среди них и те, кого прославил авангард, эпоха которого закончилась в начале 1930-х: есть здесь и Юрий Пименов, и Василий Рождественский, и Роберт Фальк. Для одних «традиции импрессионизма» стали стадией внутренней творческой эволюции, для других — убежищем.

Аркадий Рылов. «Пейзаж с рекой». 1922.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Глеб Савинов. «В пути». 1978.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Юрий Пенушкин. «Русская весна». 1983. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Владимир Кутилин. «Полдень». 1963.  Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Аркадий Рылов. «Пейзаж с рекой». 1922.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Глеб Савинов. «В пути». 1978.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Юрий Пенушкин. «Русская весна». 1983.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Владимир Кутилин. «Полдень». 1963.
Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Словами директора Музея искусства Санкт-Петербурга Марины Джигарханян, многие авторы «ставили себе и разрешали собственные творческие задачи, переводя общественные идеалы в энергию индивидуальных художественных возможностей и интересов, в язык живописной поэтики. Импрессионизм, система его приемов стали для многих советских мастеров своеобразным источником вдохновения, могучим импульсом для внутреннего раскрепощения, для выражения личностных живописных ощущений и эмоциональных настроений». Свет и воздух импрессионизма — не худшее место для побега, особенно если художник умеет с ними работать. Все участники выставки этим умением, безусловно, обладают.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (подразделение ЦВЗ «Манеж»)
«Свет и воздух. Традиции импрессионизма в советской живописи»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+