18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жизнь и производство Бориса Арватова, «бунтаря» из ЛЕФа

Натан Альтман. «Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции». Фото: Государственный Русский музей
Натан Альтман. «Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции».
Фото: Государственный Русский музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Его собрание сочинений в четырех томах, выпущенное московским издательством V–A–C Press, охватывает период 1920–1930-х годов. Другого времени в творческой жизни Арватова попросту не было: его триумф и опала отстояли друг от друга совсем недалеко

Четыре черных тома в бумажных обложках, перевязанные белой лентой, по которой бежит строчка: «Борис Арватов — Собрание сочинений». Под ленточкой — бумажный вкладыш с предисловием Ивана Аксенова. Аскетизм, функциональность, демократичность — главные черты этого издания V–A–C Press и самого производственного искусства, страстным идеологом которого был Борис Арватов (1896–1940).

Лефовец и пролеткультовец, активно участвовавший в работе ИНХУКа (Института художественной культуры), Арватов — один из ключевых героев русского авангарда, которого журналист Михаил Левидов назвал «бунтарем, Сен-Жюстом ЛЕФа». Арватов входил в число семи писателей и поэтов, подписавших «коллективный манифест» «За что борется ЛЕФ?» в первом номере журнала «ЛЕФ». Под манифестом также стоят имена Николая Асеева, Осипа Брика, Бориса Кушнера, Владимира Маяковского, Сергея Третьякова, Николая Чужака.

Борис Арватов. Собрание сочинений: в 4 тт. М.: V–A–C Press, 2023.
Борис Арватов. Собрание сочинений: в 4 тт. М.: V–A–C Press, 2023.

Сегодня интерес к художественному и теоретическому наследию левого искусства, конструктивизма и производственного искусства растет. Свидетельство тому — переиздание книг Ивана Аксенова, Осипа Брика, Николая Тарабукина, выход новых исследований об Алексее Гане и Александре Родченко. Борис Арватов, для которого «нет более жгучей проблемы, нет более основного вопроса для теории искусства, чем проблема так называемой „эстетической“ культуры», бился над тем, чтобы «связать два таких разнородных, по-видимому, явления», как искусство и жизнь.

Этот вопрос явно имел для него как академический, так и личный характер. Страсть к творчеству, логика ученого и темперамент революционера требовали рассмотреть, как «сделана» не только гоголевская «Шинель», но и вся история искусства. В поисках ответа Арватов пытается увязать формальный анализ ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка) и социо­логический подход. Для этого ему приходится проделать кульбит, который он в финальном примечании в книге «Натан Альтман» обозначает так: «Только выпрыгнув из искусства, поймешь его». Иначе говоря, из анализа форм Арватов «выпрыгивает» в социологический анализ, к «социальному факту». Причем делает это очень технично.

Пожалуй, самое четкое описание этапов такого движения Борис Арватов дает в статье «Пролетарский театр». Он подчеркивает, что речь идет не о форме и содержании. «Театр есть творчество особого вида, — пишет он, — ничего общего ни с какими „идеями“ не имеющее. И если театр тем не менее занимается „идеями“, то потому, что таковые входят в него как материал. Вот почему бессмысленно говорить, что пролетарская идеология или пролетарская воля определят собой тенденции нового театра».

Борис Арватов. Собрание сочинений:ТОМ 3.  Фото: издательство V–A–C Press
Борис Арватов. Собрание сочинений:ТОМ 3.
Фото: издательство V–A–C Press

Похоже, что Арватов прокладывал дорогу социальной истории искусства. И в этом смысле его метод, который он назвал «формально-социологическим», сегодня вызывает интерес. А уж когда дело доходит до анализа форм, например синтаксиса Маяковского (поэма «Война и мир»), до речетворчества и «заумной» поэзии, то с Арватовым мало кто может соперничать.

Другое дело, что он увлекся попыткой повторить тот же «прыжок» на новом уровне, связав историю искусства с историей классов и производства. И остается впечатление, что этот ход он подтягивает к заранее известному выводу о торжестве производственного искусства, преобразующего жизнь: «Основная идея производственного движения в искусстве заключается в том, что по мере коллективизации общества художественное творчество будет сливаться с творчеством социально-утилитарным».

Среди лефовцев Борис Арватов был одним из самых молодых. В 1921-м, когда он начинал исследовательскую работу в ИНХУКе, ему было 25 лет. К тому времени он успел побывать эсером, потом социал-демократом и вступить в партию большевиков, стать членом Пролеткульта. Известно, что до революции он изучал физику и математику в Петербургском университете, воевал на польском фронте во время Гражданской войны, где получил контузию. Уже в 1923-м появились признаки тяжелой душевной болезни, лечение шло с переменным успехом. Тем не менее в 1924 году в Берлине на русском выходит его книга о Натане Альтмане, а в 1928-м в Москве — сборник статей «Социологическая поэтика» с предисловием Брика. В 1930-м увидела свет книга «Об агит- и проз-искусстве».

Натан Альтман. «Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции». Фото: Государственный Русский музей
Натан Альтман. «Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции».
Фото: Государственный Русский музей

Издания 1928 и 1930 годов составили второй том нынешнего собрания сочинений. В первый вошли более ранние работы — книга «Искусство и классы» (1923) и сборник «Искусство и производство» (1926). А поскольку «Искусство и производство» был переработанной версией «Искусства и классов», в одном томе обнаруживаются почти полностью повторяющаяся первая подглавка и частично переработанная вторая. При желании можно сравнить варианты текста.В третий том вошли книга «Натан Альтман» (с теми же иллюстрациями, которые использовались в 1924-м) и монография «О Маяковском». Последняя при жизни автора не публиковалась, но выходила отдельным изданием (с комментариями и вариантами правок) в 2020 году. Нынешняя публикация снабжена снимками ряда машинописных страниц с авторскими правками, схемами, таблицей.

В четвертом томе собраны публикации Арватова в журналах (от «Печати и революции» и «Красной нови» до «ЛЕФа», «Нового ЛЕФа» и «Кузницы»), а также архивные материалы из РГАЛИ.

Письма 1923–1937 годов, адресованные друзьям, коллегам или институциям (все они публикуются в четвертом томе), показывают отчаянное положение, в котором пребывал писатель. Помимо болезни, это финансовые сложности. «Четвертый месяц нахожусь в больнице, благодаря чему заработок был почти невозможен. А сейчас выясняется, что мне необходимо будет произвести серьезную операцию», — пишет он в конце 1924 года Вячеславу Полонскому с просьбой «авансировать рублей 60–80».

Натан Альтман. «Портрет А. А. Ахматовой».  Фото: Государственный Русский музей
Натан Альтман. «Портрет А. А. Ахматовой».
Фото: Государственный Русский музей

В этой борьбе с болезнью, безденежьем, одиночеством ему опорой становится отец, Игнатий Арватов. Письма последнего Осипу и Лиле Брик, которые помогали в издании книги «Об агит- и проз-искусстве», кратки, полны достоинства. Все просьбы и пожелания своего «больного сына» он передает его друзьям. Им же сообщает о его смерти, благодаря их «за неизменное… сердечное и теплое отношение к нашему бедному Борису». Для отца самоубийство Бориса стало очередным тяжелым ударом: в декабре 1937-го был арестован и расстрелян его второй сын, Георгий, женатый на сестре маршала Тухачевского.

Публикация этих посланий, конечно, не превращает собрание сочинений в роман в письмах. Но позволяет почувствовать трагическое напряжение между оптимизмом рациональной логики текстов Арватова и финальным отчаянием его судьбы.  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+