18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Авангардная практика

Новинкой сезона 2023–2024 годов театра «Практика» стала документальная драма «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского. Фото: Театр «Практика»
Новинкой сезона 2023–2024 годов театра «Практика» стала документальная драма «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского.
Фото: Театр «Практика»
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Зрителям театра «Практика» предлагают перенестись в 60-е годы прошлого столетия, чтобы увидеть, как авангардное искусство не смогло ужиться с рекордами сельского хозяйства

Театр «Практика» славится современным взглядом на постановки и нетривиальным подходом к выбору репертуара. Очередной новинкой сезона 2023–2024 годов стала документальная драма «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского, поставленная Юрием Печенежским.

Сюжет рассказывает о начале 1960-х, а конкретно — разворачивается в канун главного для советского человека праздника — Нового года. В эфире идет «Голубой огонек», гости поют всем известные песни, вспоминают достижения года — успехи в сельском хозяйстве и на производстве, разглядывают карикатуры и слушают фельетоны. А всего за месяц до этого, 1 декабря 1962 года, Никита Хрущев посетил выставку, посвященную 30-летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Этот визит, который за глаза окрестили «кровоизлиянием в МОСХ», стал одним из самых резонансных событий советской эпохи, привел к разгрому художников-авангардистов и приблизил закат оттепели.

Спектакль основан на документальных источниках, которые использовал для своей пьесы Житковский: вырезках из газеты «Правда» и журнала «Огонек», фрагментах сценария «Голубого огонька» того года, воспоминаниях самих творцов и, конечно, стенограмме посещения выставки в Манеже неподготовленного к подобным зрелищам Хрущева, который осыпал художников бранью и кричал о том, что его внук и то лучше рисует. Если бы такой культурологический конфуз случился с другим первым секретарем ЦК КПСС и лет на десять раньше, одними расстроенными чувствами художников и руганью в их сторону дело бы не обошлось. В период правления же Никиты Сергеевича наблюдалось явное смягчение отношения к тем, кто выходил за рамки общепринятой нормальности, поэтому никто — ни организаторы, ни сами творцы авангарда — не был арестован. Это, к слову, не осталось незамеченным современниками события — злые языки шутили, что «кровоизлияние в МОСХ не привело к летальным последствиям».

Спектакль рассказывает, как небольшое событие повлияло на судьбу всей страны, и ясно показывает, к чему приводит оценка искусства по тем же критериям, что и труд колхозников или заводских рабочих, будто предостерегая зрителей от ошибок прошлого. Фото: Театр «Практика»
Спектакль рассказывает, как небольшое событие повлияло на судьбу всей страны, и ясно показывает, к чему приводит оценка искусства по тем же критериям, что и труд колхозников или заводских рабочих, будто предостерегая зрителей от ошибок прошлого.
Фото: Театр «Практика»

Помимо того, что эта постановка отлично показывает, что в 1960-х были не только победы вроде первого пилотируемого полета в космос, но и странные промахи, которые сейчас кажутся нелепыми, она знакомит с новым для столицы режиссером — Юрием Печенежским. Неоднократно обласканный вниманием жюри премии «Золотая маска» и широко известный в провинции, он редко появляется перед московской публикой. Для своего нового творческого высказывания он выбрал не менее титулованного автора — Алексея Житковского, лауреата премии «Кульминация» и финалиста конкурсов молодой драматургии «Любимовка» и «Ремарка».

Как говорит сам Печенежский, эта пьеса привлекла его сочетанием несочетаемого: номенклатурный праздник «Голубой огонек — 63» и резонансный разгром авангардистов, переплетаясь, образуют хоть и печальную, но ироничную композицию. При этом спектакль рассказывает, как небольшое событие повлияло на судьбу всей страны, и ясно показывает, к чему приводит оценка искусства по тем же критериям, что и труд колхозников или заводских рабочих, будто предостерегая зрителей от ошибок прошлого.

«Новое в искусстве часто входит в противоречие с привычным, и поразительно, что это не зависит от конкретного времени, это происходит всегда. Поэтому документальная пьеса Алексея Житковского о неприятии Хрущевым авангардистов так актуальна», — комментирует художественный руководитель театра «Практика» Марина Брусникина.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+