18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

На выставке в Нью-Йорке Африка повстречалась с Византией

Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в. Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund
Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в.
Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около двух сотен объектов. В них прослеживается византийское влияние на мультикультурную цивилизацию в некоторых частях Африканского континента в Средние века

Выставка в Метрополитен-музее показывает: Африка была вовлечена в межрегиональное взаимодействие задолго до эпохи Великих географических открытий. Благодаря водным путям Средиземного, Красного и Аравийского морей на северном и северо-восточном побережье Африки шел активный обмен товарами, идеями, верованиями и эстетическими практиками.

Связующим звеном для регионов, разделенных сегодня разными культурными парадигмами, была Византийская империя. На пике территориальной экспансии в середине VI века под властью Константинополя находились Балканский, Апеннинский и юг Пиренейского полуостровов в Европе, Малая Азия и Левант, а также Египет и почти весь север Африки.

Браслет с драгоценными камнями (один из пары). 500–700. Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York
Браслет с драгоценными камнями (один из пары). 500–700.
Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около 200 объектов. Основной акцент сделан на фигуративное искусство: в лицах «Африки и Византии» прочитываются знакомые связи. Узнаваемые молитвенные позы и выражения лиц напоминают о традиции христианской набожности. Взаимосвязь культур отражается и в гибкости языка. Основной текст созданного в VII веке «Письма к настоятелям монастыря Святого Павла Анахорета» составлен на коптском, который в то время служил языком повседневного общения в Египте, а обращенные к Богу пассажи, предваряющие основное содержание этого длинного документа, написаны на греческом и арабском. Таким образом, этот артефакт оказывается одновременно связан с северным, южным и восточным побережьем Средиземного моря, являясь свидетельством того, что географию экспонатов следует понимать именно через воду, а не через сушу.

Ряд экспонатов представляет собой квинтэссенцию динамичной мультикультурной истории, которую рассказывает выставка. Египетская псалтырь-полиглотта (XII–XIV века) состоит из шести колонок текста, написанных на эфиопском, сирийском, коптском, арабском, армянском и сирийском языках. Мозаики и притолоки из синагоги с текстами на иврите соседствуют с разворотами Корана. Надписи на притолоках указывают, что это дар частных лиц, связанных с мусульманским двором Египта. Фрагмент заговора на приворот, написанный на коптском и греческом, свидетельствует о взаимном проникновении магических ритуалов.

Ближе к концу экспозиции эфиопские христианские иконы, изображающие святых с характерными большими глазами, облаченных в богатые драпированные одежды, выделяются на фоне нубийских и североафриканских интерпретаций христианской образности.

Пятикнижие Ашбернхема. VI - VII вв. Фото: Bibliothèque nationale de France
Пятикнижие Ашбернхема. VI - VII вв.
Фото: Bibliothèque nationale de France

Сейчас, когда коллекция африканского искусства Метрополитен недоступна из-за реновации крыла Рокфеллера, этот проект играет важную роль в выставочной программе музея. Здесь соединяется разнесенное по разным частям музейного здания африканское, древнеегипетское, классическое, средневековое и исламское искусство, демонстрируя как зачастую произвольный характер их разделения, так и естественные пересечения. Но выставка лишь выиграла бы, если бы тема объединения экспонатов была проговорена более четко.

В последнем зале представлены работы современных эфиопско-американской художницы Тседайе Маконнен и эфиопско-британского художника Тео Эшету. Они стоят особняком с их критикой отношения к эфиопам по ту сторону Средиземного моря и вывоза культурных и религиозных памятников, таких же как многие из представленных в экспозиции. Маконнен и Эшету берут на себя смелость обращаться к теме империалистической эксплуатации колоний и вывоза культурных ценностей, пронизывающей историю западного искусства и музеев, — функцию, которую довольно часто спихивают на современных небелых художников.

В целом выставка представляет интересный и редкий взгляд на византийское господство и влияние в некоторых частях Африканского континента и дает возможность увидеть работы, хранящиеся как в американских, так и в зарубежных коллекциях: египетских, британских, французских, польских, тунисских. Сами работы по отдельности впечатляют, а в совокупности изумительны.

Метрополитен-музей
«Африка и Византия»
До 3 марта

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+