18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Сапунов. «Ряженые». 1907.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок

«Распятый Арлекин» работы Юрия Анненкова 1921 года, аллегорический портрет артиста и писателя Николая Евреинова, сделанный для обложки евреиновской книги «Самое главное», на новой выставке в Государственной Третьяковской галерее стал финальной точкой, завершающей рассказ кураторов об изящном и тревожном искусстве Серебряного века и трагических судьбах его героев. Сама выставка — несмотря на то что посвящена исключительно графике, получилась крайне яркой. В этом нет ничего странного, ведь это графика именно Серебряного века — эпохи, в которую использовали самые сочные графические материалы: гуашь, пастель и так далее. Многие произведения, представленные на выставке, хорошо известны зрителям по бесчисленным репродукциям; психологически они воспринимаются как масштабные картины маслом и вызывают удивление, когда осознаешь, что это всего лишь хрупкий бумажный листочек. Такова, например, знаменитая «Елизавета Петровна в Царском Селе» Евгения Лансере — гуашь размером 43,5 на 62 см.

Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея продолжает показывать сокровища графики из своих фондов. Нынешняя экспозиция, названная «Герои и современники Серебряного века», уже четвертая в цикле, посвященном рубежу XIX–XX веков. До этого в музее показали проект про Александра Бенуа и его «Мир искусства», затем яркую выставку про «арлекинов Серебряного века» — Николая Сапунова, Константина Сомова и Сергея Судейкина, а также экспозицию «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов». На сей раз кураторы решили не сосредотачиваться на конкретных персоналиях, а, наоборот, расстелить перед нами неоднородное лоскутное одеяло визуальной культуры Серебряного века, различные фрагменты которой друг другу прямо противоречили. Сначала мы видим, насколько разными были журналы-манифесты, объединявшие различные художественные группировки. Затем перед нами предстает элегантное разностилье типичного «портрета современника» — творца или богемного созерцателя. Именно в то время постоянно происходила игра в «архаические» формы портретного жанра — аллегорические, костюмированные или парадные.

Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее. Фото: Юрий Кочетков/ТАСС
Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее.
Фото: Юрий Кочетков/ТАСС

Отдельно отстоит группа произведений, посвященных истории России: царские выходы, императорские охоты и прочее. Их много именно в графике, причем от ведущих художников — Александра Бенуа, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, в связи с тем, в частности, что в ту эпоху печатание роскошных книг находилось на высочайшем уровне и множество эскизов иллюстраций было выполнено для «Картин по русской истории» Иосифа Кнебеля, «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси» Николая Кутепова и других подобных изданий. Сейчас книги эти мало кому памятны, а вот созданные для них работы встречаются в любом учебнике русской истории.

Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка большая — более 280 произведений. Помимо перечисленных тем, отдельно сгруппированы эскизы осуществленных и, наоборот, несостоявшихся церковных росписей (от Виктора Васнецова и Николая Рериха до Наталии Гончаровой и Кузьмы Петрова-Водкина). Наконец, группа работ рассказывает о развитии «русского» стиля у Елены Поленовой, Ивана Билибина и других художников, а также об эволюции стиля модерн на отечественной почве. 

Государственная Третьяковская галерея
«Герои и современники Серебряного века»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+